Он пригласил съемочную группу Sputnik Кыргызстан на свои курсы робототехники. Здесь детей учат собирать машинки, которые "чувствуют" препятствия по принципу дельфиньей стаи, и даже создавать собственные компьютерные игры.
А ведь когда-то Ислам чуть было не отказался от мечты и не пополнил армию кыргызстанских финансистов…
— Как вы занялись микроэлектроникой?
Я стал искать другие варианты. Заинтересовало бесплатное обучение в университете "Манас", но сдать вступительные тесты не удалось. Знаете, у входа было так много людей, что я просто физически туда не пробился! Потом узнал, что в международном университете "Ататюрк — Ала-Тоо" можно выучиться на инженера микроэлектроники. Туда и отнес свои документы. Спасибо родителям, что не противились этому выбору, ведь сумма контракта была внушительной.
Кстати, на отделение "финансы и кредит" поступили 70 человек, их разделили на две группы. На инженеров же вместе со мной поступили всего четверо, а на третьем курсе я и вовсе остался один!
— Представляю себе перекличку…
— О, шуток было много: "Не списывай", "Почему группа сбежала с урока?", "Давайте пройдемся по списку". Чаще всего мы с преподавателем вдвоем сидели в буфете за чашкой кофе — так и проходили занятия.
— Мне понятно, почему желающих стать инженерами микроэлектроники крайне мало. Ну куда в Кыргызстане можно устроиться с такой профессией?
В Кыргызстане мало хороших программистов, при этом настоящие профессионалы зарабатывают по 100 тысяч сомов в месяц. Им не надо вставать по будильнику, надевать костюм и идти в офис. Ноутбук, Интернет — и все, можно работать!
Многие заводы в Бишкеке простаивают, потому что нет инженеров. Там остались специалисты, которым по 50-60 лет, они не умеют программировать технику нового поколения, микроэлектронику. За бешеные деньги нанимают инженеров из других стран, потом они уезжают, техника ломается, и вновь приходится приглашать людей из-за рубежа.
В Кыргызстане инженер в среднем зарабатывает 50-60 тысяч сомов. Выпускники, которые окончили вуз до меня, сейчас трудятся в ОАЭ, Малайзии, Индии. А я не люблю работать по найму.
— Как у вас родилась идея учить детей изготовлению роботов?
Пришел по адресу, который отыскал в Интернете. Там я узнал, что могу получить льготный кредит для открытия курсов, и у меня получилось! Мне дали 300 тысяч сомов — почти вся сумма пошла на закупку оборудования в Алматы.
— Страшно было брать кредит?
— Очень! Я двое суток не спал. Впервые в жизни взял кредит и уже второй месяц его выплачиваю. У меня есть цель — вырастить новое поколение инженеров. Сейчас все на каникулах, но у нас уже занимаются 30 ребят. Самому младшему 6 лет, а старший учится в восьмом классе. Стоимость курсов вполне доступная, ученики занимаются два раза в неделю по одному часу сорок минут.
— Возникало ли у вас желание все бросить?
— Да, однако, к счастью, у меня есть хорошая команда. Мы не только обучаем детей, но и разрабатываем разные вещи. Например, сейчас делаем для одного заказчика "умный" дом: тот недавно построил новое жилье и хочет управлять им при помощи телефона.
— А можно сделать "умную" квартиру?
— Смело!
— И что это такое?
— Где бы вы ни находились, можете с помощью Интернета и телефона, например, включить свет в зале. Или плиту, чайник, микроволновку… А через камеры наблюдения можете следить за всем, что происходит в доме.
У нас амбициозные цели. Знаете, что мне нравится в своей команде? Если поступит задание запустить ракету, мы не станем ныть, что это невозможно, а начнем подсчитывать, сколько потребуется моторов и топлива. Потому что возможно все!