БИШКЕК, 2 июл — Sputnik. В Кыргызстане действительно можно делать деньги из воздуха. Например, продавать баллоны с кислородом, как это делает бишкекчанин Жумадыл Урманбетов.
Желающих приобрести такой товар много. Например, современная медицина не обходится без кислорода. По словам заведующего отделением хирургии врожденных пороков сердца НИИХСТО Самидина Шабыралиева, если вдруг такие баллоны закончатся, то операции просто-напросто отменят.
"Без кислорода не будет работать дыхательный аппарат, человека нельзя погрузить под наркоз. Хирурги во время операции нередко останавливают сердце, и вместо него кровь гонит аппарат искусственного кровообращения, который без кислорода тоже не работает", — рассказывает доктор.
Почему нельзя обойтись обычным воздухом? То, что мы вдыхаем, лишь на 20 процентов состоит из кислорода и почти на 80 — из азота. Также, по данным Нацстаткома, в нем содержатся аммиак, формальдегид, диоксид серы и азота (спасибо автолюбителям!). Ослабленному организму пациента такой "коктейль" на пользу не пойдет, поэтому кислород очищают.
На кислородной станции, которой владеет Жумадыл Урманбетов, в день изготавливается более двухсот баллонов. В каждом из них кислород под давлением 150 атмосфер, поэтому, если вентиль сломается, 70-килограммовый баллон взлетит до потолка, как торпеда.
"На одну операцию требуется 6 баллонов. Спрос на них очень большой. Мы сами развозим кислород по больницам. Кроме того, его активно покупают те, кто занимается газосваркой", — рассказывает Урманбетов.
По его словам, больницы снабжает еще один кислородный завод, так что в случае ЧП пациенты без жизненно необходимых баллонов не останутся.
Сама станция располагается в черте города — в небольшом здании, которое по размеру не больше обычного частного дома. И лишь непрекращающийся гул механизмов свидетельствует о наличии там небольшого производства.
Громче всех работает компрессор. Его задача — закачать воздух в устройство. Затем внутри механизма он очищается от азота и вредных примесей.
Все остальное впитают в себя цеолиты (белые штуковины, похожие на мел). Система сама очищает их каждые восемь часов работы. Через 3,5 года службы они приходят в негодность и их меняют на новые.
Так, воздух очищается внутри устройства около тринадцати часов и лишь потом попадает в баллоны. Стоимость кислорода внутри одного баллона — 150 сомов.
Это действительно опасное производство — каждое утро сотрудники дают расписку о соблюдении правил техники безопасности. Например, тут категорически нельзя курить или проносить пропан, иначе все взлетит на воздух.
"Давным-давно, в советские годы, за Аламединским рынком работала подобная станция. Туда как-то попал пропан, и произошел взрыв. Погибли 13 человек. Тьфу-тьфу-тьфу, у нас вообще ЧП не было!" — энергично стучит по столу директор.
Чтобы открыть свой бизнес, Жумадыл Урманбетов взял в кредит у Российско-кыргызского фонда развития 6,6 миллиона сомов на 10 лет. На эти деньги было закуплено оборудование. Теперь он исправно каждый месяц выплачивает долг.
По словам Урманбетова, он собирается взять еще один кредит у РКФР, чтобы производить азот.