В Астане прошел Летний кубок КВН. Это мероприятие уже назвали одним из знаковых за всю историю клуба. И действительно, Летний кубок — не только одна из главных игр сезона, но и своего рода витрина КВН, собирающая лучших.
Казахстан занимает особое место в КВН. Без казахов эта игра кажется неполной. Кавээнщики прекрасно помнят сборную Казахстана во главе с Нурланом Коянбаевым. Команда носила разные названия: "Сборная Астаны", "Астана.kz", "Каzахи". Ребята играли с 2000-го по 2012 год, такая преданность клубу заслуживает и восхищения, и уважения.
Тем приятнее, что сейчас все они — люди, как принято говорить, успешные. Тот же Нурлан является генеральным продюсером РТРК "Казахстан". Как пошутил на пресс-конференции Азамат Мусагалиев, капитан команды из Камызяка, "сегодня мы будем играть против казахстанского Эрнста". К слову, Азамат сам казах, и в его команде, ставшей чемпионом в 2015 году, казахская составляющая тоже очень сильна.
И вот, несмотря на успех, на насыщенную, а порой и перенасыщенную жизнь, все эти люди, которые давно уже стали известными продюсерами, актерами, телеведущими, музыкантами, собираются для того, что вновь выйти на сцену в составе родных команд. Это касается не только Летнего кубка, но и игр, приуроченных к "дню рождения" КВН.
А ведь есть еще и новая инициатива Александра Маслякова — игры выпускников. В 2015 году на такой игре сошлись томский "Максимум" (чемпионы-2008), абхазские "Нарты" (чемпионы-2005), сочинские "Утомленные солнцем" (чемпионы-2003) и сборная РУДН (чемпионы-2006). В нынешнем году также планируется аналогичный кубок.
Мне вспоминаются слова Семена Слепакова — человека, достигшего в юмористическом жанре, казалось бы, всего, собирающего аншлаги в концертных залах и клубах. После игры на 55-летие КВН он сказал: "Подготовка к пяти минутам выступления стала самым сложным, что я делал за последние 10 лет".
Меж тем расплодилась целая когорта критиков и критиканов КВН, которые без устали рассказывают, что клуб уже не тот (впрочем, это делали и 10, и 20 лет назад), поучают, как писать шутки и ставить номера. Забавно, что многие из этих персонажей либо вообще не играли в КВН, либо играли, но толком ничего не достигли.
Однако КВН — это действительно колоссальная работа. Это репетиции не просто каждый день, а каждый час. Это необходимость за ночь до игры писать новый сценарий. Это постоянное самосовершенствование. Я знаю, о чем говорю, потому что поиграл в региональных лигах, и даже мы выкладывались максимально, жертвуя и работой, и семьей. Что уж говорить об участии в высшей лиге!
Однако именно мощь КВН заставляет и начинающих, и уже успешных людей снова и снова возвращаться в игру, занимаясь, казалось бы, неблагодарным делом. Для чего им это? Деньги? Эфиры? У них и так все есть — странно было бы упрекнуть в погоне за деньгами или эфирами того же Мартиросяна или Галустяна. Нет, то, что выводит их на сцену, и есть дух КВН, его мощь, энергия. И это невозможно вытравить, растерять.
Проведение же Летнего кубка в Астане именно сейчас, безусловно, символично и знаково. Сила КВН все больше и больше смещается в азиатском направлении. В прошлом году лучшей, без сомнения, была команда "Азия MIX", чье чемпионство ни у кого не вызвало нареканий, а в этом году все шансы на золотые медали есть опять же у казахов из команды "Спарта" (к слову, ребята тоже играют в КВН десяток лет).
Именно в Азии сегодня развивается и ширится движение КВН, и речь не только об уровне лиг, но и о росте числа молодых кавээнщиков. И заметьте, все они играют на русском языке. Они прекрасно понимают не только свои внутренние, но и общероссийские реалии (столица планеты КВН — все же Москва). А значит, эти молодые люди остаются в том же ментальном, информационном поле, что и ребята из России, Беларуси, Грузии. КВН играет сегодня на постсоветском пространстве роль проводника идей, смыслов, объединяющих людей и страны.
Но приходит КВН — и мы становимся чуточку ближе. Казахи, грузины, белорусы, азербайджанцы, осетины приезжают в Москву и шутят на всем понятные темы. А потом российские команды приезжают в Астану, Бишкек и говорят там на понятном языке. И в этом нет никакой политики, если не считать таковой гимн дружбе и общему языку, в основе чего выступает юмор, когда весело и находчиво говорят на самом деле о весьма важных (и порой самых сложных) вещах.
За это мы и ценим, любим КВН. И радуемся, когда ребята из Астаны приезжают в Москву и поют блистательную песню, смысл которой одновременно гениален и прост: все кулаки в мире превратить в ладони. Собственно, КВН и есть та сила, что превращает любые, даже самые крепко сжатые кулаки, в открытые ладони.