Заслуг и строчек в резюме советника премьера Бермет Турсункуловой хватило бы на троих успешных кыргызстанцев. У нее в анамнезе 16 лет работы на руководящих должностях, пост заместителя министра образования, а также вице-президента Американского университета в Центральной Азии. Впечатляет, не так ли?
— У нас считают так: если мужчина добился успеха, то он безусловно молодец. А если женщина — то ей помог мужчина, который молодец. Вы этот стереотип на себе прочувствовали?
У меня не было времени читать комментарии, но друзья показали, что народ писал в соцсетях. Больше всего огорчило, что подобные высказывания больше позволяли себе женщины. Грустно, что они сами о себе такого мнения, не верят в свои силы.
Я хочу надеяться, что дочерей они воспитают все-таки по-другому. Если же девочки разделят позицию матерей, то следующее поколение будет еще грустнее.
— Вас кто-то тянул по карьерной лестнице?
— Не было людей, которые бы меня специально проталкивали. Однако родители и братья заложили во мне стержень. Благодаря им я рано поняла, что нужно хорошо учиться и добиваться всего самой. За "пятерки" меня никто и не думал хвалить — это было само собой разумеющимся.
После того как я получила образование в Европе и вернулась на родину, мама настояла на поступлении в аспирантуру. Благодаря ее наставлениям я стала кандидатом политических наук.
Меня также всегда поддерживал муж. Только спустя много лет брака я обнаружила, что у людей бывает и по-другому: например, мужья не разрешают женам работать, принижают их достоинство. Оказывается, мне с супругом крупно повезло.
— В 18 лет вы получили президентскую награду за академические успехи. Вы всю жизнь были отличницей?
— Да, но золотую медаль за окончание школы так и не получила. У меня была "четверка" по поведению. Уж не знаю, по каким критериям учителя его оценивали! Помню, как директор успокаивала: "Зато ты уезжаешь в Америку по обмену". Не понимаю, зачем она это говорила — моя поездка не была ее заслугой, конкурс я прошла сама.
А вот Международный университет Кыргызстана я окончила с красным дипломом. Такое у меня было воспитание, я всегда старалась.
— Муж не жаловался, что вы не стали домохозяйкой, покорной келинкой?
С рождением младшего сына я провела дома полгода. Но потом поняла, что мне надо работать, иначе останусь домохозяйкой. Ни меня, ни супруга такая перспектива не устраивала. Когда сыну исполнилось восемь месяцев, я стала по чуть-чуть преподавать.
— В 24 года вам довелось занять руководящую должность…
— До этого была заместителем директора регионального проекта "Гражданское образование". Шел 2001 год. Мы все помним трагедию 11 сентября. Моя руководительница как раз была гражданкой США.
Ей посоветовали уехать из Кыргызстана: из-за близости с Афганистаном нашу страну сочли не слишком безопасной. До сих пор считаю, что это было ошибочное решение… Но так я стала руководителем, поднялась на ступеньку выше.
— Ваши подчиненные не возмутились, что их новый шеф такая молодая?
— Был мужчина, который оказался не совсем доволен таким положением дел. Он мог позволить себе ремарку: "Как она успеет все сделать, она же только родила?!". Говорил мне: "Может, ты уже бросишь работу? У тебя ребенок, вот и иди к нему". Но мне было не до интриг: нужно было работать и успевать вовремя кормить малыша.
— Как вас пригласили стать советником премьера?
— Мы уже работали с Сапаром Джумакадыровичем (Исаковым. — Прим. ред.) во время подготовки Всемирных игр кочевников. Примерно за пару недель до моего назначения у нас состоялся разговор. Он предложил пост, спросил, согласна ли я. Конечно да!
— Какую задачу вы себе поставили на этом посту?
— Премьер-министр хотел бы, чтобы я помогала по вопросам социального блока, поскольку у меня есть опыт в системе образования. Мы будем работать в рамках новой программы правительства "40 шагов".
Я уже потихоньку вливаюсь, встретилась с министром образования. Сейчас как раз благоприятный момент — есть политическая воля и желание изменить многое в стране. Хотелось бы в этом поучаствовать.
— Какие вопросы в системе образования планируете решать в первую очередь?
— Проблемы образования в нашей стране можно разделить на две части. Первая — школьное и дошкольное образование, вторая — высшее. В первом случае проблем очень много: не хватает школ, учителей, учебников. Все это в большей степени упирается в деньги.
Что касается вузов, то здесь часть проблем можно решить и без больших финансовых вливаний. Первым делом нужно решить вопрос, каких специалистов мы готовим. Сейчас для 17-летних есть только две специальности: юрист и экономист.
После окончания вуза у молодого человека не остается иного выбора, кроме как работать по специальности. Ну не должен человек этого делать! Это неправильная система.
Сейчас все меняется настолько быстро, что пока студент 4 года отучится, возможно, и специальности такой уже не будет. Школа и университет должны быть "заточены" на подготовку в первую очередь ответственных и мыслящих граждан, которые смогут быстро реагировать на требования времени, чтобы люди могли перестроиться, найти себя в мире.
Например, в Кыргызстане 6 медицинских вузов, и всем им не хватает средств. В некоторых нет даже лабораторий, где бы студенты могли практиковаться. Каких врачей мы готовим?! Вы бы захотели лечь под скальпель доктора, получившего такое образование? Думаю, лучше сосредоточить усилия на одном университете, который будет выпускать действительно хороших медиков.
— В чем преимущество женщин на государственных должностях перед их коллегами-мужчинами?
— Ничего не скажу о преимуществах, но сложностей достаточно. Не просто так вице-премьер-министр по социальным вопросам — всегда женщина! Ни один мужчина не согласится тянуть самый сложный блок, где нужно решать проблемы образования, пенсий, трудовых мигрантов, одиноких мам. Это может взвалить на себя только женщина! За эту работу она не получает ничего, кроме тумаков.
Не просто так министр образования в Кыргызстане женщина, министр социального развития — тоже. Мужчины у нас сидят на важных постах — силовой блок, экономический. Там, где лавры и признание…
— Нет страха, что не осилите такую ответственную должность?
— Из-за того что рано начала работать, никакого труда не боюсь. Дети у меня уже достаточно большие, подростки, так что для меня задержаться на работе не проблема. Хочется успеть сделать побольше.
— Не обижаетесь на пользователей соцсетей, которые уже выписали вам кредит недоверия?
— Я внимательно изучила ваши наряды: у вас в гардеробе есть и яркие этнические платья, и строгие офисные. Вы придаете значение своему внешнему виду?
— Для меня это важно. Это опять-таки вклад родителей и мужа. Они любят одеваться со вкусом, и мне от их навыка немного перепало. Конечно, работа вносит свои коррективы. Я же не могу явиться на правительственное совещание в рваных джинсах. А вот пары в университете так вести можно! Почему бы и нет?
— Наверняка такой человек, как вы, тщательно планирует свою жизнь. Какую запись о себе вы бы хотели увидеть в учебниках истории будущего?
— Ого! Думаю, что если в учебнике истории Кыргызстана появится моя фамилия, я уже буду счастлива и горда!