Не нужно быть слишком наблюдательным человеком, чтобы заметить, что в Бишкеке построено много торговых центров. Некоторые ворчливые граждане утверждают, что даже слишком много. Есть районы, в которых эти центры расположены так часто, что создается впечатление, будто жители города занимаются только двумя вещами — или торгуют, или покупают.
Я сама в разные цумы-гумы захожу довольно редко. Но коль уж меня туда заносит, иду исключительно по направлению к цели. Если нужно приобрести конкретную вещь, я ищу именно ее. В остальные магазинчики вообще не заглядываю. Даже несмотря на то, что по определению и в силу природного женского любопытства вроде бы должна была заходить во все бутики подряд — где поглазеть, где просто прикинуть на себя какую-нибудь вещичку. Вдруг глянется что-то из увиденного и я неожиданно пойму, что вот этого мне катастрофически не хватает, о чем раньше даже не догадывалась.
Признаюсь, я даже на посетителей центров не смотрю. Ходят люди по магазинам, ну и пусть ходят. Но совсем недавно, пытаясь пробраться на верхний этаж центрального магазина, обратила внимание, как ведут себя некоторые покупатели — у них здесь неторопливый променад. Дать бы этим товарищам в руки по бокалу вина, и была бы картинка с какой-нибудь вечеринки, где гости, фланируя по залу, чинно легкими кивками здороваются со знакомыми, пригубливая в то же время дорогие напитки. Всем своим видом они показывают значимость своей персоны. Но главное, они никуда не спешат.
Примерно так же двигаются посетители вернисажей, переходя от одного произведения искусства к другому. При этом каждый их увидевший должен понять, что рядом с ними высочайшие знатоки, одним прищуром оценивающие картины и скульптуры. Некоторые особо большие любители-коллекционеры даже могут просветить окружающих, сообщая, сколько подобная красота может стоить. Улыбка, не сходящая с самодовольных лиц, как бы говорит окружающим: вот сейчас из толстенького портмоне достану супер-пупер золотую карточку и начну пополнять домашнюю коллекцию.
Другое дело магазинные витрины. Ох, какое там разнообразие, извините, барахла. Причем многие вещи совсем не интересуют посетителей торговых центров. Но продавцы упорно их выставляют, твердо считая, что на каждый товар рано или поздно найдется свой покупатель. Просто он пока не набрел на эту вещь, но когда-нибудь они обязательно встретятся.
Кстати, вспомнилось, что в стране завершается уже второй год, пропагандирующий культуру. Сказать, что за это время наше общество стало в целом заметно культурнее, я бы не рискнула. По мне что пять лет назад, что сегодня уровень практически не изменился. Да и с чего ему было меняться, если наши люди, повторюсь, вместо музеев посещают в основном торговые заведения. Может, они там ищут то, что может их сделать чуточку одухотвореннее? Возможно. Так почему бы рядом с гаджетами, штанами и сумками не выставлять картины, пусть и в копиях? Глядишь, медленно-медленно, да и потянется народ к высокому…