Назик Бейшеналы работает в нескольких местах, совмещает все это с учебой в Оксфордском университете и материнством. Кажется, что в ее сутках больше, чем 24 часа. В этом сумасшедшем графике ей удалось выкроить время для интервью.
— Начну с самого банального вопроса. Осенью вы стали советником премьер-министра. Как это произошло? Было собеседование, на котором Сапар Исаков предложил вам работу, вам пришло письмо или вы сами захотели?
— Предполагаю, что такое доверие было оказано вследствие работы по подготовке стратегических документов по развитию страны и программы правительства "Жаны доорго кырк кадам". Опыт написания госпрограмм, координация исследований для разработки государственной политики, постоянное взаимодействие с экспертным сообществом страны, международный опыт, вероятно, сформировали определенный багаж и перспективу для понимания происходящих процессов в стране. Это позволило мне помогать премьер-министру в разработке программных документов.
— Расскажите, чем занимается советник премьера? Какие привилегии дает эта должность?
Что касается привилегий… В нашем обществе и системе управления незаметно происходят важные изменения. На мой взгляд, сегодня работа в правительстве уже не предполагает каких-то особых привилегий или доступа к определенным благам. Проходят времена, когда люди хотели занимать госдолжности, чтобы преследовать личные интересы.
Высокая должность, возможно, престижна в узких кругах, но не в народе. Пост руководителя скорее предполагает ответственность и риски, работу под постоянным наблюдением общественности. Поэтому мотивация идущих сегодня в систему кабмина постепенно становится другой — это люди, ориентированные на службу народу.
— Как проходят ваши заседания, летучки, планерки?
— Сапар Джумакадырович задает позитивный и динамичный тон нашим собраниям, которые проходят очень быстро и ориентированы не на дискуссию, а на предложение решений. Когда кто-то отсутствует, общаемся по видеосвязи.
— Вы курируете программу "Жаны доорго кырк кадам". Чем она полезна, что о ней нужно знать простому кыргызстанцу?
— Программу курируют и внедряют соответствующие структуры. Я подключаюсь, когда требуется экспертная или методологическая поддержка. Программа "Жаны доорго кырк кадам" разработана как конкретные мероприятия для развития нашей страны. Были идентифицированы на основе широких консультаций 40 шагов — стратегических инициатив, которые призваны стать факторами трансформации экономики и жизни общества. Создание рабочих мест, развитие экспортного потенциала и развитие регионов — экономические приоритеты работы правительства.
Однако составление программы — важная, но небольшая часть работы. Нужны потенциал и ресурсы для ее реализации, а это требует времени. Тем не менее первые шаги уже сделаны, в частности, в рамках кампании "Таза коом". Только при успехе борьбы с коррупцией и обеспечении верховенства закона можно построить предсказуемые траектории развития.
— Одной из многих ваших должностей является пост президента Союза кооперативов Кыргызстана. Что входит в ваши обязанности?
Союз кооперативов Кыргызстана тесно работает с правительством, предлагая свое видение, внося предложения по развитию кооперации и сельхозсектора в целом. С момента избрания президентом я инициировала проведение ежегодных форумов кыргызстанских кооперативов, которые стали традиционными, это платформа для реализации совместных с правительством инициатив.
Помимо этого, союз оказывает помощь кооперативному движению в стране. Усилилась поддержка международных партнеров, недавно мы приняли участие в крупнейшей ярмарке Азии IITF в Нью-Дели, подписали меморандум о взаимопонимании с NAFED — Национальной федерацией кооперативов Индии, которая является правительственной организацией, объединяющей их кооперативы. Участники кооперативов проходят обучение в Германии, Японии, Израиле и других странах.
Сотрудники нашей компании получили сертификат "Органика" Европейского союза, работают на экспорт, создают инновационные продукты, такие как киноа, лекарственные травы, и другое.
— Но опять же это не единственная ваша престижная должность.
— Руководство, по-моему, не должно быть самоцелью. Для меня непринципиально занимать какую-то должность. Думаю, если есть желание помогать своей стране, можно это делать на любом посту, добросовестно выполняя работу.
Я не только руковожу. В 2015 году была учреждена ежегодная научная премия имени профессора Рахат Ачыловой для молодых ученых. Это своего рода пример для подобных инициатив.
— У вас была прекрасная возможность построить карьеру во Франции, в Бельгии, Канаде, но вы вернулись в Кыргызстан. Почему?
— Для меня работа для развития страны — не жертва, ноша или даже долг. Это прежде всего то, что делает меня счастливой. Каждое государство имеет свои плюсы и минусы, но мне кажется, в Кыргызстане можно создать условия для хорошей жизни соотечественников.
— А теперь личный вопрос. О таком неприлично спрашивать, но раз уж вы согласились на интервью, позволю себе задать его. Вы работаете в сфере, где "крутятся" большие деньги. Какая у вас была самая высокооплачиваемая работа, на что бы вы ее променяли?
— К деньгам и статусу у меня отношение спокойное. Работая, как вы говорите, на престижных должностях, я ездила на двухдверной малолитражке. Мне было бы стыдно ездить на дорогостоящей машине, не зарабатывая соответственно. Когда я получаю больше, чем нужно для удовлетворения моих скромных потребностей, отдаю эти деньги на более нужные вещи.
— Вы сильная, успешная, талантливая. Это не комплимент, я просто читала вашу анкету. Расскажите о самом тяжелом периоде в вашей жизни.
— Когда потеряла родителей… Было ощущение, что упала на дно, после этого все кажется относительным.
А так, большая морально-психологическая нагрузка была, когда работала над докторской диссертацией. Наука — это труд в одиночестве без конца и без края, где изменения в жизнь вносят только новые строки работы. Это тяжело, но формирует определенную выдержку и несколько иное отношение к жизни.
— Вы поступили в Оксфордский университет. Расскажите об этом этапе, как вы на это решились?
— Оксфорд — это не только престижный университет, это еще и один из ключевых центров мировых идей, научной мысли, основополагающих концепций. Это невероятная возможность каждый день общаться с учеными и профессорами, которые размышляют над будущим и имеют возможность влиять на эти процессы.
Мое желание учиться в Оксфорде было продиктовано не только возможностью систематизировать знания на базе программы этого университета, но и возможностью общаться с теми людьми, мнение которых важно для меня при написании научных работ.
— Когда вам было 18, вы представляли, что достигнете таких высот?
— Нет, но думаю, ценности закладывает семья. Ярким примером для меня была мама, которая в период моего становления дописывала докторскую в ЛГУ, была ректором КЖПИ, депутатом Жогорку Кенеша. Но прежде всего она была учителем.
Для детей, особенно девочек, важна вера в отца. Папа учил, что благородство важнее любви, а служба важнее денег. Он говорил, что планки надо ставить высокие, но не для людей, а для себя. Что нужно добиваться успехов, чтобы открывать двери для других, но при этом не превращаться в билетершу, считающую копейки у входа.
— Каким вы видите свое будущее?
— С обретением материнства стала осознавать ответственность перед будущим детей. Хочу вырастить их неравнодушными, добродетельными людьми с твердыми нравственными устоями, полезными для народа, но в то же время чтобы они умели интересно жить, любить, дружить, верить.
А так я не планирую свое будущее. Думаю, что у каждого человека жизнь течет по своему руслу, главное — попасть в правильное направление и быть подготовленным в плане знаний, окружить себя хорошими людьми.
Как советником Сапара Исакова стала 26-летняя Юлия Калиниченко, можно узнать из интервью Sputnik Кыргызстан.