Когда я увидела Юлию, меня поразило полное отсутствие косметики на ее лице. На мой вопрос она, улыбнувшись, ответила, что этим не увлекается. Мое любопытство разгорелось до предела: что же вы за человек-то такой, Юлия Александровна?
— Расскажите, пожалуйста, о своей семье. Кем работают ваши родители?
— Я выросла в семье авиаторов. У нас все мужчины — пилоты гражданской авиации, целая династия! У меня и младший брат станет пилотом, и мама работала метеорологом. Я одна выбиваюсь из контекста.
— Как вы заработали свои первые деньги?
— Самые-самые первые получила еще в школе, когда участвовала в городской олимпиаде по английскому языку. Я заняла призовое место, и победителей отметили небольшой суммой. А вот первую настоящую зарплату получила, поработав стажером в Национальном институте стратегических исследований.
— Вы хорошо учились, не так ли?
— Да, по окончании школы получила сертификат особого образца — у меня не было ни одной четверки.
— В Кыргызстане не принято серьезно относиться к высшему образованию. В конце концов отличная учеба даже в лучшем вузе вовсе не означает хорошую зарплату в будущем. Вы же серьезно отнеслись к этому вопросу и даже окончили магистратуру в Венгрии.
— Я не согласна с тем, что кыргызстанцы пренебрежительно относятся к учебе. Посмотрите, как много людей продолжают ее после школы! В той же Европе получить диплом стремятся далеко не все. В моей семье образование очень ценилось. Родители с самого нашего детства планировали бюджет на образование, чтобы мы с братом могли учиться в хороших университетах. Я с малых лет слышала: "Учись на кого хочешь, но образование должно быть хорошим".
— Как вам удалось получить стипендию, чтобы учиться в Венгрии?
— Конкурс в этот вуз был довольно серьезным. Центрально-Европейский университет — это престижное место, где дают хорошие знания. Я участвовала в конкурсе на общих основаниях: написала эссе, заполнила документы. Так меня отобрали. В мой год из Кыргызстана набралось всего человек 10.
— Вы жили в Венгрии. А там ведь хорошо — как и везде, где нас нет. Почему вернулись?
— Как вы впервые заняли руководящую должность?
— Я работала в Академии государственного управления заведующей отделом международных связей. Это был мой первый опыт работы начальником. У меня была команда из семи человек.
В отделе коллектив был молодой, но… Любой человек, который становится руководителем в первый раз, превращается в объект пристального внимания. Все к тебе присматриваются, пытаются понять, на что ты способен. Тут важно не бояться брать на себя ответственность и наладить отношения с людьми.
— Прикрикнуть можете?
— Нет. Я не люблю, когда на меня кричат, и себе такого не позволяю.
— Вы работали в автономной некоммерческой организации "Институт отраслевого питания". Чем там занимались?
— Я там работаю и сейчас. У нас реализуется очень крупный проект под эгидой Всемирной продовольственной программы ООН, который финансово поддерживается Российской Федерацией. Он направлен на то, чтобы отладить систему школьного питания по всей стране. Я координирую деятельность Института отраслевого питания в рамках этого проекта в Кыргызстане.
Круг работы большой: от пропаганды здорового образа жизни и правильного питания учеников до повышения квалификации поваров и разработки проекта государственной программы устойчивого развития школьного питания.
— Как вам предложили стать советником премьер-министра?
— Мне позвонили из офиса Сапара Исакова и пригласили на встречу с ним. До этого мы не были знакомы, я его никогда вживую не видела.
Я пришла. Он рассказал о плане работы правительства, задачах, которые стоят перед новой командой. Предложил присоединиться. Я согласилась. Конечно, понимаю, что 26 лет — это довольно молодой возраст для таких задач. Для меня это некий кредит доверия, особая честь.
— Если вы с Исаковым не были знакомы, как он про вас узнал?
— Я раньше работала с некоторыми членами его команды. Думаю, они и порекомендовали.
— Вы читали комментарии, которые оставляли пользователи соцсетей под новостью о вашем назначении?
Немного жаль, что появляется ничем еще не подкрепленная критика, что люди позволяют себе очень категоричные суждения. Думаю, проблема в том, что, высказывая мнение в соцсетях, кыргызстанцы не несут ответственности за свои слова. Но это тоже свобода слова наших граждан, которую никто не должен ограничивать.
— Чем вы будете заниматься на столь высоком посту?
— Сейчас совместно с коллегами занимаемся вопросами планирования программы "Жаны доорго кырк кадам" ("Сорок шагов в будущее". — Прим. ред.). Она охватывает важные сферы жизни нашего народа, все 17 Целей устойчивого развития.
Мы надеемся, что проекты, которыми мы занимаемся сейчас или те, что планируются партнерами по развитию, также найдут свое место в кадамах правительства страны. Думаю, мы сможем решать проблемы государства с участием экспертных кругов, партнеров по развитию, общественности.
Расскажу для примера про 21-й шаг, который разработан совместно с фермерами, кооперативами, экспертами, госорганами. Главная наша задача — наладить агропроизводство и создать рабочие места в сельской местности, улучшить жизнь населения.
Развитие агрокооперативов поможет решить проблему мелкотоварности производства, а также повысит уровень доходов сельхозпроизводителей. Работаем также над расширением возможностей сбыта их продукции внутри и вне страны, доступа к кредитам.
Мы открыты для сотрудничества со всеми партнерами, ведущими деятельность в областях, связанных с сельским хозяйством, агропромышленным сектором, продовольственной безопасностью, обеспечением занятости сельского населения, социально-экономическим развитием регионов.
— Можете ли вы изъясняться по-кыргызски?
— За школьные годы я язык не осилила, а вот в Американском университете в Центральной Азии благодаря авторским программам наших преподавателей мне удалось подтянуть навыки.
Благодаря проекту школьного питания у меня два года была возможность объездить регионы и попробовать применить языковые навыки на практике. Конечно, мои возможности еще очень ограничены, но я неплохо понимаю и могу объясниться на базовом уровне.
— С каким книжным персонажем вы себя ассоциируете?
— Вы задали этот вопрос, потому что в соцсетях стали писать, что я поклонница Гарри Поттера (смеется. — Прим. ред.)?
— Нет, я даже не слышала об этом…
Мне было немного неловко, что только это обо мне и нашли. Но в то же время не стыжусь данного факта. Я выросла на этой книге, она учит молодых многим важным вещам, начиная с того, как дружить, и заканчивая вопросами академической честности.
— Я тоже люблю Гарри Поттера! Но все-таки с каким персонажем вы себя ассоциируете? С Гермионой?
— Нет, хотя мне и нравится этот персонаж. Не знаю, не могу сказать. Но читать очень люблю.
— У нас бытует такой стереотип: если ты чиновник высокого полета, значит, невероятно богат. Как вы к этому относитесь?
— Согласна, это очень сильный стереотип! Но не считаю, что люди, имеющие отношение к государственному управлению, должны демонстрировать свой статус. Вообще, команда Сапара Джумакадыровича очень демократичная в этом плане, что мне невероятно импонирует.