Лет десять назад со мной в больнице лежала девочка. Назовем ее Айгуль. Маленькое хрупкое создание 19 лет, забитое жизнью. Забитое — в прямом смысле слова. История банальна до зубного скрежета.
Айгуль жила в селе с родителями и была старшей из детей. В 16 лет ее украл лихой джигит из соседнего села, но семейная жизнь не сложилась. Молодой муж требовал беспрекословного подчинения и уважения, избивая Айгуль до полуобморочного состояния. В итоге девушка сбежала к родным, однако те заставили ее вернуться: мол, что подумают люди!
В итоге диагноз прозвучал как приговор — фиброзно-кавернозный туберкулез обоих легких. Это последняя стадия коварного заболевания: легкие просто распадаются, и человек умирает. Чуда не случилось… Молодая девушка с красивыми, но потухшими глазами ушла из жизни, которая была к ней так несправедлива.
"Почему вы не обратились в больницу сразу после возвращения дочери?" — спросила я у матери Айгуль. Диагноз-то был ясен с самого начала, и при своевременном лечении у девушки был шанс на выздоровление. Ответ женщины просто убил: "Мы стеснялись. Что скажут соседи и родственники? Село маленькое, все друг друга знают. Туберкулез — инфекционное заболевание, нас стали бы сторониться".
Меня тогда словно холодной водой облили. Мнение соседей оказалось для людей важнее жизни собственного ребенка… Печально, но факт: таких историй сотни, хватит на целую книгу.
Да, я понимаю, все беспокоятся о своем здоровье. Туберкулез — тема закрытая и "неудобная". Этого недуга стесняются и больные, и их родственники. Распространено мнение, что чахотка — болезнь низших слоев населения. Но в отделении Национального центра фтизиатрии, где я лечилась, лежали около 50 человек разного возраста, причем большинство — из благополучных и состоятельных семей: студенты, продавцы, учителя… Был даже директор какой-то фирмы.
Многие из них в одиночку боролись с недугом, а ведь любая серьезная болезнь — это не только физический, но и психологический удар. И чем страшнее диагноз, тем сильнее психологическая травма.
В такой ситуации людям как никогда нужна поддержка родных. Я видела, как девушка из соседней палаты плачет от счастья: парень сделал ей предложение руки и сердца. Сказал, что любит и что вместе они справятся с болезнью. Через месяц ее выписали долечиваться амбулаторно… Любовь творит чудеса!
Еще я видела, как угасали люди, оставшиеся один на один с болезнью. Они тяготились сознанием того, что больше никому не нужны, и мысли об этом усугубляли их состояние.
Мне удалось победить болезнь не только благодаря силе воли и желанию жить, но и благодаря поддержке родных и друзей. Целительное зерно любви всегда дает всходы. Посейте его в сердцах близких, и они обязательно пойдут на поправку.
Автор этой колонки Алина Джоис не понаслышке знает, что такое удары судьбы.