За ее плечами много престижных премий, которые снятся любому медиаменеджеру. На мастер-классе в рамках образовательного проекта SputnikPro заместитель руководителя дирекции государственных интернет-проектов МИА "Россия сегодня" Ирина Кедровская рассказала о полезных инструментах для яркой подачи информации, а в интервью поделилась тем, что ее удивило в журналистике Кыргызстана.
— Что вы почувствовали, как только спустились с трапа самолета в нашем аэропорту?
— Запах! Он был словно прямиком из детства. Когда я была маленькой, много времени проводила у бабушки на юге России, тот же запах встретил меня здесь. А увидев пирамидальные тополя, я будто вернулась домой. Мне действительно показалось, что я уже была здесь, хотя это мой первый визит в Кыргызстан.
Приятно поразила доброжелательная, даже уютная атмосфера. Я была на Ошском рынке, где мне показалось, что все кыргызстанцы друг другу близкие люди, родственники или друзья.
— Вы уже успели пообщаться с местными специалистами. Как вам кыргызстанская журналистика?
— А как вы оцениваете работу кыргызстанских журналистов с точки зрения мультимедиа и подачи?
— Хотя полная картина не успела сложиться, для меня очевидны огромное желание и потенциал СМИ развивать и использовать мультимедийный контент: много экспериментов с видеоформатом, креативный подход, необычные формы подачи. В Кыргызстане журналистика не стоит на месте: здесь больше стараются осваивать технологических фишек, некоторые из них позволяют внедрять инфографику прямо в текст. Мне нравится это направление.
— Есть ли разница в подаче информации в Кыргызстане и, например, в России?
— Конечно, есть локальные особенности: многое зависит от менталитета, темперамента, региона, от климата, в конце концов. Отличается и подача, но это не значит, что одна форма лучше другой. Многое зависит от того, насколько вы готовы узнавать аудиторию и общаться с ней. Для этого есть опросы, акции, статистические данные…
— Как журналисту, мне кажется, что люди не читают длинные тексты: всем нужны короткие новости, желательно с яркой картинкой.
— Читатели разделились: одни привыкли к коротким новостям и обращают внимание только на заголовок и картинку, а другим по душе длинные тексты. Есть специальные программы, которые способны определить "дочитываемость". Узнать можно все, вплоть до места, где человеку стало окончательно скучно.
Как показывает статистика, к мультимедийным лонгридам читатели относятся глубже и вдумчивее. Оно и понятно: голый текст читать трудно и занудно. Сейчас грешно не воспользоваться новыми технологиями: записать на радио комментарий, снять видео, создать gif-файл, инфографику. Возможностей много, вопрос в том, как мы можем ими вооружиться. При всем разнообразии средств важно не заиграться с подачей, а использовать именно то, что подчеркнет основную идею.
— Бывает, тратишь на материал уйму сил, а он себя не оправдывает. Что делать, если смириться с обидой не получается?
— Перед журналистами часто возникает дилемма: использовать ли фото и видео с пометкой "не для слабонервных"? Часто только такие шокирующие приложения и способны донести суть происходящего. Может ли их публикация быть оправданной?
— Я никогда не пойду против этических норм. Задача журналиста — одним только словом объяснить, что происходит и каков выход. Мы должны уметь писать так, чтобы доносить не только страх и ужас, но и надежду. Это и есть журналистское искусство. В некоторых странах запрещена демонстрация подобных зверств: справедливо считается, что это провоцирует еще большую агрессию. Однако и не говорить о таком нельзя, и здесь мы снова сталкиваемся с вопросом правильной подачи.
— Расскажите о проекте, которым гордитесь больше всего.
— Сложно выбрать какой-то один материал. У нас было много разноплановых проектов: и социальных, и исторических, но один я все же выделю — это Sputnik. Я принимала участие в создании сети сайтов. Не прошло и пяти лет, а уже почти все наши проекты достигли высоких позиций. По этой истории успеха нужно учебники писать!
— Какой будет журналистика через 10 лет?
— Я приложу все усилия, чтобы журналистика оставалась журналистикой. Сложно сказать, как изменится ее формат, но все же надеюсь, что суть никуда не денется — мы будем продолжать объективно, взвешенно, ярко и наглядно рассказывать людям о важном.