В прошлом году Национальный статистический комитет КР выяснял, какие ведомства пользуются доверием населения, а какие, по мнению граждан, возглавляют рейтинг самых коррумпированных. Результаты исследования показали, что в позорном списке лидирует Государственная таможенная служба. Наряду с ней отрицательные баллы набрали Госслужба исполнения наказаний, Министерство здравоохранения и Министерство внутренних дел.
Эксперты поразмышляли, как могла бы измениться жизнь кыргызстанцев, если бы коррупция в таможенных органах свелась к утопичным показателям.
Обогатить государственный бюджет
На таможне "крутятся" большие средства, и победа над коррупцией в ГТС способствовала бы ощутимому пополнению госказны, уверен президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг КР Сергей Пономарев.
"В карманах коррупционеров и тех, кто их "крышует", оседает огромное количество денег, так что нас ждало бы увеличение бюджета, а за ним — повышение стоимости импортных товаров. Почему? Продукция, которая попадает на рынок контрабандой, намного дешевле той, что импортируется "по-белому", — объяснил он.
Однако, по мнению Пономарева, рост цен не отразился бы на покупательской способности граждан: у населения было бы больше денег, а значит, сохранилась и возможность приобретать подорожавшие товары.
Похожую точку зрения озвучил экс-заместитель председателя Госкомитета национальной безопасности Артур Медетбеков.
"Коррупция на таможне есть во многих странах, но в Кыргызстане она процветает. Вспомните уголовные дела, которые были заведены на сотрудников ГТС: то товары провозят под "не той" таможенной ставкой, то они оседают в других странах", — отметил Медетбеков.
Пономарев считает, что проблема взяточничества на таможне имеет и моральную сторону.
"Когда человек понимает, что коррупционерам закон не писан, он задает себе закономерный вопрос: "Почему им можно, а мне нельзя?". Рождается цепочка новых коррупционных схем, которые потом переходят в другую сферу деятельности. В результате мы имеем высокий уровень теневой экономики, объемы которой никто не знает", — подчеркнул эксперт.
Сделать из КР транзитный центр региона
Кыргызстан мог бы стать транзитной точкой в глобальной торговой сети, уверен Сергей Пономарев.
В пример глава ассоциации привел Объединенные Арабские Эмираты, где доходы от транзитной торговли и туризма составляют немалую часть ВВП.
"Все уверены, что экономика ОАЭ держится только на нефтеперерабатывающей промышленности. Однако мало кто знает, что существенную долю в структуре главных экономических показателей занимает сфера услуг, куда входят торговля и туризм," — отметил Пономарев.
Он подчеркнул, что Кыргызстан имеет удобное географическое положение: с одной стороны — КНР, мощнейшая экономика мира и интересный рынок сбыта, с другой — стратегические партнеры, страны ЕАЭС.
А вот доктор экономических наук Асылбек Аюупов не возлагает больших надежд на транзитный потенциал республики.
"Посмотрите на карту: у России и Казахстана есть свои границы с Китаем, а предпринимателям просто невыгодно осуществлять транзит через Кыргызстан. Здесь сплошные горы! Строительство дорог обходится дороже, чем их прокладывание через равнины", — поделился мнением эксперт.
Уголовные дела и коррупционные схемы на таможне
Весной этого года Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении сотрудников Центральной таможни ГТС: по версии ведомства, они оформили грузовые автомобили как тракторы, что позволило физическим и юридическим лицам уклониться от уплаты таможенных пошлин. В ГП заявили, что импортируемые в Кыргызстан машины должны были регистрироваться как "моторные транспортные средства для перевозки грузов". Ставка пошлины на этот вид товара составляла 10 процентов, однако в декларации был указан "тракторный" код с нулевой ставкой. Согласно выводам Генпрокураторы, государственный бюджет недополучил более 30 миллионов сомов.
Осенью Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями объявила в розыск экс-главу ГТС Адамкула Жунусова. По версии Финпола, он помог одному ОсОО получить таможенные преференции по платежам, хотя товары, которые импортировала компания, должны были оформляться на общих основаниях. Таким образом, по данным ГСБЭП, бюджет страны недосчитался более 167 миллионов сомов.
Можно ли найти решение?
Асылбек Аюупов видит один выход из сложившейся на ситуации.
"Единственная надежда в борьбе с коррупцией возлагается на цифровую экономику. Бумаготворчество должно уступить дорогу компьютерным технологиям. В этом отношении Кыргызстан сильно отстает от развитых стран," — заметил он.
Полностью искоренить коррупцию в таможенных органах невозможно, признает Артур Медетбеков.
Ветеран спецслужб добавил, что коррупционные схемы на таможне нелегко проконтролировать и выявить вовремя: подразделения ведомства "разбросаны" по всей стране.
Кстати, для полноты картины советуем почитать материал о судьбах экс-начальников таможни: мы выяснили, где они работают сейчас и чем владеют.