Недавно Минобрнауки жестко раскритиковали за ошибки в школьных учебниках. Мы встретились с главой ведомства Гульмирой Кудайбердиевой, которая рассказала нам, чья это вина и что намерено теперь делать министерство, а также поговорили о других проблемах в системе образования.
Об учебниках, о качестве образования и зарплатах учителей
— Вы возглавляете министерство с 2016 года, какие реформы в системе образования провели за это время?
— Невозможно быстро провести реформы. Необходимы системные перемены как в дошкольном, так и в профессиональном образовании. Министерство сейчас делает упор на повышение качества образования и обеспечение им всех детей в равных условиях. На первом месте условия обучения, квалификация учителей и содержание учебных программ. Так как ощущается нехватка учебников, мы разрабатываем их в электронном формате. К примеру, совсем недавно для школьников младших классов поступили электронные пособия под названием "Ай билим". Думаю, это хорошая помощь и учащимся, и учителям.
В обществе много сейчас говорят об ошибках в новых учебниках. Но издание этих учебных пособий в Кыргызстане — масштабный, важный и крупный проект. Я верю, что придет время и ему будет дана оценка.
Также в прошлом году по Кыргызстану в регионах открыли 120 детских садов краткосрочного пребывания в рамках проекта Всемирного банка. Из-за дефицита бюджета для нас более приемлемы детсады именно с краткосрочным пребыванием детей. Кроме этого, мы постепенно переводим систему образования на международную программу оценивания PISA.
— Что это за программа, расскажите о ее преимуществах.
— Программа оценивания (PISA) начала работать в прошлом году. Она подразумевает, что больше не будут, как в прошлом, создаваться комиссии для проверки школ. Система оценивания состоит из трех этапов. Первый — сбор статистической информации (количество учащихся, учителей, квалификация учителей, материально-техническая база). Эту информацию администрации школ присылают нам онлайн.
На втором этапе мы оцениваем качество образования в школах. Здесь учитываются итоги общего тестирования, участие школьников в олимпиадах и занятые ими места, а также другие моменты.
— Не как министр, а как родительница какую оценку дали бы качеству нашего образования?
— Не могу ответить однозначно. Есть проблемы, недостатки, но есть и достижения. Надо рассматривать комплексно.
— В 2000 году бывший министр иностранных дел Эднан Карабаев сравнил тогдашнего отличника с троечником 80-х. А как вы оцениваете уровень образования нынешних выпускников?
— На этот вопрос я тоже не могу дать однозначного ответа, ведь 10 лет назад требования к образованию были совсем другие. Если раньше рассматривали только знания ученика, то сейчас делается упор на его мыслительные способности и логику.
— Вы упомянули о новых учебниках. Ошибки в них вызвали в обществе критику и споры. Кто отвечает за это?
— За ошибки в учебниках отвечают печатавшие их типографии. Согласно составленным с ними договорам, они должны были нанять редакторов, корректоров, т.е. специалистов, проверяющих тексты. В министерстве такой штат не предусмотрен. Я не могу с карандашом проверять каждый учебник. Мы проверяем только на соответствие содержания стандартам образования. За ошибки будем подавать в суд на типографии.
— Что делать с учебниками, изданными с ошибками?
— Сейчас стоит вопрос насчет двух учебников. Когда типография исправит ошибки, тогда книги и поступят в обращение.
— Министерство начало хороший проект "100 лучших книг для учащихся". Расскажите о нем.
— Основная цель проекта — привитие детям интереса к чтению. Будет составлен список лучших книг для школьников. Идею предложил депутат Жогорку Кенеша Каныбек Иманалиев. Список надо составлять тщательно. Для этого создана специальная рабочая группа. Когда все будет готово, мы представим список на суд общественности для обсуждения.
— В исследовании Национального статистического комитета сделан вывод, что самые низкие зарплаты у учителей. А качество образования, наверное, зависит и от этого. Почему труд учителя не оценивается достойно?
— Зарплата учителей постепенно растет. Например, в 2011 году она выросла в 2-3 раза. Тогда в правительстве были разработаны новые условия получения зарплаты учителями. Например, она стала исчисляться в зависимости от учебной нагрузки (часов), трудового опыта, места проживания (отдаленного и горного региона) и статуса учебного заведения. Например, в сельской местности учитель с 5-летним стажем и нагрузкой 18-20 часов в месяц получает около 10 тысяч сомов. И зарплата учителей будет расти.
О родительских фондах и ротации кадров
— Есть еще одна проблема — родительские взносы в школах. Контролирует ли министерство деньги, поступающие в родительский фонд? Насколько законны эти фонды?
— У нас есть закон о некоммерческих организациях. На его основе разрешено создавать родительские фонды, но только с согласия родителей. К ним не должны быть причастны администрации школ и учителя. Куда уходят средства из этих фондов, министерство контролировать не может.
— А можно их ликвидировать?
— Для этого надо ввести изменения в закон.
— По словам родителей, в основном собирают взносы на ремонт школ. А выделяются ли из государственного бюджета деньги на эти цели?
— Из бюджета ежегодно на ремонт школ Кыргызстана выделяется 100 миллионов сомов. Но этих средств ни на что не хватает. Поэтому создаются родительские фонды.
— Также много недовольства в адрес директоров школ. Некоторые обогатились, возглавляя учебные заведения по 20 лет. А по закону сколько лет можно руководить школой?
— По Трудовому кодексу директор школы может быть принят на работу по срочному или несрочному договору. Если договор несрочный и в нем определен срок, то, как записано в ТК, он может работать и 5, и 10 лет.
Недавно мы предлагали в Жогорку Кенеше ограничить возраст руководителей школ и детских садов 65 годами. Сейчас время развития технологий, и на руководящие должности надо назначать молодые кадры.
— Началась ротация руководителей школ. Как вы на это смотрите?
— Я не очень верю в то, что ротация в системе образования принесет результаты. Хорошо бы рассматривать работу руководителя через систему оценивания. Как я говорила ранее, если школа не смогла пройти аккредитацию, это говорит о слабой работе ее руководителя, и тогда надо принимать меры и снимать его с должности. Но думаю, что неправильно увольнять хорошо работающего руководителя и вместо него назначать слабого.
— В стране, особенно в Бишкеке, ощущается нехватка школ, в классах сидят по 60 учеников. Когда и как будет решаться этот вопрос?
— Проблема касается не только Бишкека, но и Чуйской области. В столице сейчас работают 97 муниципальных школ. Последние пять лет в результате миграции число учеников возросло на 18 процентов. Мы с Управлением образования сделали анализ, и выяснилось, что 22 школы работают в три смены, в учебных заведениях на 800 человек учатся по 3 000. Мы обращались к главе государства, он ответил, чтобы мы с местными властями подумали и предложили пути решения проблемы. По-моему, если около перегруженных школ есть свободные участки, лучше строить дополнительные корпуса. Но в Бишкеке вопрос выделения земли под эти цели легко не решить.
— Почему принимают учащихся сверх нормы?
О контрактах в вузах
— Увеличились число вузов и плата за учебу в них. Руководство само определяет суммы оплаты за учебу?
— Раньше они устанавливали их совместно с Антимонопольным комитетом, а сейчас самостоятельно.
— На что расходуются деньги за оплату контрактов? Сколько процентов поступает в бюджет государства?
— В госказну они не поступают. По закону оплата за учебу должна идти на создание необходимых условий для учебы студентов.
— Сейчас куда ни кинь, везде одни экономисты и юристы. Министерство рассматривает вопрос о снижении количества экономических и юридических факультетов ради увеличения численности факультетов по техническим специальностям?
— Пять-шесть лет назад действительно было очень много юристов и экономистов среди выпускников. И многие, понимая, что могут остаться без работы, стали выбирать нужные специальности. По статистике сейчас 78 процентов работают по специальности. Это неплохой показатель.
О горячем питании в школах
— Недавно вы участвовали в международном форуме по школьному горячему питанию. Что можете сказать об опыте других государств в этой сфере?
— Форум проходил в Тунисе. Мы туда поехали не просто так. Сейчас в Кыргызстане горячее питание организовано только в 55 процентах школ. В 45 процентах дают только булочку и молоко. В Тунисе мы вели переговоры об организации горячего питания в оставшихся школах.
— Некоторые родители говорят, что в государственных детских садах меню бедное, мало мяса, а овощей и фруктов вообще нет. Есть ли планы по улучшению рациона в детских садах?
— Мы об этом думаем. У нас есть планы по организации в школах и детских садах питания национальными блюдами. Выращенные в Кыргызстане овощи-фрукты богаты витаминами и дешевые. Детей с детского сада надо учить культуре питания. Поэтому сейчас разрабатывается программа питания национальными блюдами.
— Вице-премьер Алтынай Омурбекова как-то сказала, что запретят привлекать детей к официальным мероприятиям, например, при открытии школ или при визитах в школу высоких чинов.
— Я тоже против этого. Мы часто ездим в регионы, и я предупреждаю, чтобы не строили маленьких детей, что сама зайду в классы и поздороваюсь. Есть приказ предыдущего министра о непривлечении детей к общественным мероприятиям. Если где-то зарегистрируют его нарушение, будет вынесено предупреждение.
Личная жизнь министра
— Давайте поговорим о вашей личной жизни. Расскажите о своем детстве, родителях.
— Многие хотят узнать о мужьях женщин, которые находятся во власти…
— Уже много лет, как я развелась с отцом моих детей. Он тоже по специальности учитель. У меня есть дочь и сын. Они давно окончили школу, создали семьи. Есть внук, ему три годика.
— Вы успеваете заниматься домашними делами?
— Кыргызы говорят: "Если есть сноха — удлиняются руки". Мне помогает невестка, поэтому по дому много не делаю. К тому же у меня всего один выходной, и я в этот день занимаюсь личными делами и внуком.