Эта женщина так горячо отстаивает городские скверы и парки, что однажды пригрозила "привязать себя к дереву", если мэрия решит спилить четыре тысячи деревьев. Тогда ей удалось отстоять зеленые насаждения.
— Ходят слухи, что у вас была потасовка с высокопоставленным чиновником мэрии. Речь шла о вырубке четырех тысяч деревьев. Вы действительно грозились привязать себя к дереву, чтобы не допустите вырубки?
Не спорю, дороги надо расширять. Но кто сказал, что это следует делать за счет деревьев и кустарников? Давайте лучше парковки уберем! Я понимаю, что водителям необходимо где-то ставить машины, но уж точно не за счет зеленых насаждений.
— Помните инцидент, когда владелец "обменки" вырывал лопаты из рук ваших сотрудников? Они хотели расчистить парковку и посадить там растения...
— Такие конфликты происходят часто. Этот бизнесмен даже пытался броситься под машину, из которой на землю должны были высыпать грунт. Ему казалось, что это его земля, а мы ее отбираем.
Знаете, что произошло потом? Мы высадили там газон, а кто-то в течение месяца обрывал ленты ограждения и вытаптывал его. Пришлось посадить такую траву, по которой разрешено ходить. Впоследствии и деревья там можно вырастить.
Наши люди пренебрежительно относятся к газонам: подумаешь, трава! Однако это совсем не так. Из-за невероятного количества транспорта в бишкекском воздухе витает много вредных микрочастиц, и при каждом порыве ветра они попадают в легкие. Сильнее всего страдают дети, ведь они ниже ростом и вдыхают больше всякой дряни. А газон действует, как щетка: задерживает эти частицы. Я понимаю, когда человек хочет защитить свой бизнес, но неужели здоровье его семьи менее важно?
— У нас часто можно наблюдать такую ситуацию: застройщик возводит торговый центр, спиливает старые деревья, а вместо них сажает маленькие, тощие туи, которые не способны защитить от солнца. Взять, к примеру, улицу Токтогула: на значительном участке почти не осталось больших деревьев.
— Во-первых, многие застройщики специально сажают небольшие деревца: они хотят, чтобы новое здание было видно, чтобы можно было развесить рекламные вывески. Во-вторых, большие деревья мешают строить гостевые парковки. Мы постоянно сталкиваемся с этими двумя проблемами. Пытаемся убедить бизнесменов, что рубить деревья не нужно: старые карагачи и клены позволяют здорово экономить на кондиционерах. Однако, даже если их это не устраивает, согласия на вырубку деревьев я все равно не даю.
— Но ведь можно же предусматривать в новых зданиях подземные парковки — тогда и рубить ничего не придется.
— Да, сейчас мы планируем внести постановление, согласно которому в каждом новом здании должен быть подземный паркинг. Увы, нередка ситуация, когда в проекте предусмотрена подземная парковка, но владелец вдруг решает построить вместо нее дополнительные офисы. Тогда приходят к нам: "Надо вырубить деревья, чтобы построить гостевую парковку". Мы не даем согласия. К счастью, без отмашки "Зеленхоза" уничтожить зеленые насаждения нельзя.
— Сегодня каждый случай вырубки деревьев становится скандальным. Что вы об этом думаете?
— Начну издалека. Еще в советские годы столицу республики решили засадить тополями: это дерево быстро растет и дает прохладу. Но даже тогда ученые заявляли, что это "временная инъекция". Временная! Тополя надо было поэтапно заменять, ведь всего через 45 лет после посадки они представляют угрозу. Никто не даст гарантии, что дерево не рухнет при шквалистом ветре.
Вы прекрасно знаете, как за последние годы ухудшилась экология в городе. Некоторые люди думают, что всему виной вырубка деревьев. Однажды зимой ко мне пришли журналисты и поинтересовались, связан ли ужасный смог с вырубкой. Я кивнула в сторону заснеженных веток и спросила: "Вы листья на деревьях видите? В школе учили, как происходит поглощение углекислого газа?". На самом деле причинами проблемы стали огромное количество машин и хаотичная застройка.
— Ходят слухи, что сотрудникам "Бишкекзеленхоза" просто выгодно рубить деревья, ведь древесину можно сдать в мебельные цеха.
— Когда я заняла эту должность, первым делом оснастила все наши машины GPS-навигаторами. Сначала о них никто не знал, и в конце месяца я продемонстрировала отчеты по каждой машине. Все узнали, кто долго простаивал, а кто сворачивал в неизвестном направлении. Конечно, среди сотрудников было много недовольных: они ведь привыкли приезжать и уезжать по желанию, а тут такой контроль... Каждому могли в любой момент позвонить и поинтересоваться, почему он свернул не туда, куда надо.
По правилам всю вырубленную древесину сотрудники должны везти на наш лесосклад. К тому же я прекрасно знаю, сколько древесины должно быть от каждого срубленного дерева. Когда внедрили все нововведения, поступление дров и древесины на наш склад увеличилось почти в два раза! Однажды ко мне даже пришел владелец мебельного цеха и попросил "ослабить хватку": дескать, в цехах нет древесины.
А мы действительно делаем из срубленных деревьев мебель. Скоро вы сможете оценить наши лавочки в городских скверах.
— По городу ходят тревожные слухи: мол, дубы настолько заражены паразитами, что легче их спилить и посадить новые, нежели пытаться лечить. Можно ли сказать, что скоро мы останемся без Дубового парка и зелени на проспекте Эркиндик?
— Нет, что вы! Согласна, ситуация угрожающая: минирующий пилильщик поражает листву изнутри, и привычные средства его не берут. Первые массовые поражения черешчатых дубов были зафиксированы еще в 2014 году, сейчас с этим вредителем борются в Алматы, Москве, Санкт-Петербурге...
Однако о массовой вырубке дубов речи не идет, мы ищем способы решения проблемы. Например, в этом году провели вакцинацию деревьев экспериментальным препаратом. Мы первые в Центральной Азии, кто его использовал. Лекарство с помощью специального шприца вводится в ствол дерева, а потом поднимается до листвы. Если препарат даст хороший эффект, мы проведем уже массовую вакцинацию.
— Весной бишкекские аллергики страдают из-за тополиного пуха. Откуда он вообще берется, если в черте города разрешено сажать только тополя мужского "пола", которые пуха не дают?
— Действительно, в городе посадка женских особей тополя запрещена. Однако недавно ученые выдвинули любопытную гипотезу: если посадить аллею исключительно мужских видов тополя, рано или поздно некоторые из них переродятся в женские. Природа делает все, чтобы растения могли размножаться.
— А что вы рекомендуете сажать бишкекчанам?
— Больше лиственных пород — клен, ясень, дуб, каштан. Именно эти деревья дают прохладу в жаркий день. Обязательно следует посадить ель, а то и две, чтобы создать настроение под Новый год. Еще есть сосна — прекрасный фитонцид, который обеззараживает воздух вокруг себя.
Есть один важный момент: никогда не сажайте деревья аккурат под окнами. Расстояние от стены дома до дерева должно составлять минимум пять метров. Люди часто сажают впритык, а потом жалуются, что корни поднимают фундамент.
— Сейчас горожане могут бесплатно брать саженцы в питомнике "Зеленхоза", верно?
Часто происходит следующее: люди сажают растения и даже не поливают их. В итоге те погибают. А кто должен следить за двором? Эжешки из "Бишкекзеленхоза"? Нет, нам и на центральных улицах работы хватает. Если посадили, будьте добры ухаживать.
— Какую проблему вы считаете основной в своей работе?
— Вандалы. Я еще могу понять, когда воруют саженцы, чтобы посадить их во дворе, но зачем ломать стволы, вырывать с корнем цветы? Это же невозможно терпеть! Все это вручную сажают наши сотрудники, они очень стараются, чтобы в столице был красиво. Вы представить не можете их глаза, когда они видят, что сотворили вандалы... Пожалуйста, берегите наш труд! Мы прилагаем огромные усилия, чтобы город оставался зеленым.
Обязательно почитайте интервью с экологом Дмитрием Ветошкиным. Он подробно рассказал, как мы день за днем уничтожаем Бишкек.