Туркменистан считается третьей по военной мощи страной Центральной Азии. Государство имеет оборонный бюджет в $ 200 миллионов — третий в регионе после Узбекистана и Казахстана. Но 744 километра общей границы с неспокойным Афганистаном вынуждают Ашхабад неустанно укреплять военную и национальную безопасность, пишет колумнист Sputnik.
В мировом рейтинге военной мощи Global Firepower Туркменистан занимает 75-е место. Всего за год туркменская армия поднялась на пять позиций — впечатляющий результат для страны с населением немногим более 5 миллионов человек и для армии численностью 36 тысяч военнослужащих.
Для сравнения, в рядах Вооруженных сил Узбекистана 50 тысяч военнослужащих (48-е место в рейтинге), Казахстана — 40 тысяч (54-е место) при многократно большей численности населения этих стран.
Туркменистан создал компактную и боеспособную армию, достаточную для защиты государственной целостности и национального суверенитета от возможной агрессии. Войска располагают 72 самолетами, 712 танками, 1940 боевыми машинами пехоты (БМП) и бронетранспортерами (БТР), 338 артиллерийскими установками и 110 ракетными комплексами. Возможно, не все вооружение находится в высокой степени технической готовности, однако модернизация и перевооружение армии продолжаются.
Вооруженные силы Узбекистана и Казахстана имеют соответственно 179 и 216 самолетов, 1 215 и 1 000 БМП и БТР, 420 и 650 танков, 137 и 985 артиллерийских установок, 98 и 400 ракетных комплексов. Заметно значительное превосходство Военно-воздушных сил Узбекистана (в два раза) и Казахстана (в три раза), однако сухопутные войска Туркменистана в тройке региональных лидеров выглядят вполне достойно. Пожалуй, здесь играют роль и современный вектор развития, и наследие советских времен и традиций сурового Туркестанского военного округа.
Нейтралитет — основа внешней политики Туркменистана. Национальная армия не участвует даже в миротворческих миссиях. Президент Гурбангулы Бердымухамедов в 2016 году утвердил новую военную доктрину, нацеленную на укрепление мира, развитие дружественных, братских, добрососедских отношений со всеми странами.
Столь же ярко выражен оборонительный характер военных доктрин Казахстана и Узбекистана. Ташкент принципиально не предусматривает участия национальной армии в военных действиях и операциях за пределами страны или размещения на своей территории иностранных военных баз. Ранее Узбекистан и Казахстан договорились совместными силами укреплять ПВО и взаимообразно использовать аэродромы двух стран в интересах военной авиации. Здесь Туркменистан стоит особняком, но растущая активность вооруженных исламистов в соседнем Афганистане объективно подталкивает Ашхабад к военной интеграции с Ташкентом и Нур-Султаном как минимум.
Военно-техническое сотрудничество
Туркменистан не имеет собственного оборонно-промышленного комплекса и этим отличается от Казахстана, успешно развивающего сотрудничество с ведущими иностранными (прежде всего с российскими) компаниями по производству, ремонту и модернизации современного вооружения. Боевой потенциал Ашхабад укрепляет за счет импорта вооружения и военной техники.
Вооружение и военную технику Ашхабаду активно поставляют белорусские предприятия. В Туркменистане налажена сборка белорусских беспилотников "Бусел–М", разработанных специалистами НПЦ "БАК и технологии". Российско-белорусская компания "Оборонительные системы" выполнила работы по модернизации зенитно-ракетного комплекса С-125М до уровня "Печора-2М".
По данным SIPRI (Стокгольмского международного института исследований проблем мира), в последние годы Ашхабад стал крупнейшим импортером турецкого оружия: 36 процентов импортируемого Туркменистаном оружия приходятся на Турцию, 27 процентов туркменского военного импорта — поставки из Китая. Так, на маневрах в Туркменистане демонстрировали китайскую зенитную ракетную систему FD-2000. Получены также обзорные радиолокационные станции большой дальности. Несколько десятков туркменских военнослужащих прошли подготовку и обучение в Китае.
Кроме того, Ашхабад рассматривает возможность приобретения оружия у Объединенных Арабских Эмиратов и Пакистана.
Оружейные предпочтения и особенности диверсификации в рамках ВТС в значительной степени отличают Туркменистан от Казахстана и особенно от Узбекистана. Последний ориентируется преимущественно на Россию и США.
Афганский фактор
Афганистан остается одной из самых нестабильных взрывоопасных стран мира, несмотря на 74-е место в мировом рейтинге военной мощи (на ступень выше Туркменистана). Ситуация с годами не меняется, большую часть страны контролирует "Талибан"*. Все соседи волей-неволей должны это учитывать и на всякий случай не терять контактов с талибами. Правительство в Кабуле держится за счет американского военного присутствия. Что будет после выхода войск США, никому не известно.
Туркменские представители продолжают переговоры с Высшим советом мира Исламской Республики Афганистан, созданным для диалога с "Талибаном"*. Ашхабад предлагает себя в качестве нейтральной площадки для переговоров между официальным Кабулом и вооруженной оппозицией. Обсуждалось даже открытие консульства талибов в столице Туркменистана. Разумеется, такое посредничество безопасности не гарантирует. Кроме "Талибана"*, в Афганистане активно действуют боевики десятков других террористических организаций. В частности, "депортированные" из Сирии отряды ИГ* становятся базовым элементом для экспансии террористов в Центральную Азию. О многом говорит тот факт, что полевыми командирами исламистов назначают преимущественно узбеков, таджиков, туркмен и кыргызов. На этом поле странам региона необходимо работать вместе.
Когда весной и летом 2015 года боевики ИГ* активизировались в северо-западных провинциях Афганистана (Герат, Бадгис и Фарьяб) с преобладанием туркменского населения, на их сторону перешли местные отряды "Талибана"*. Территория Туркменистана выглядит удобным плацдармом для активных террористических действий по всей Центральной Азии. Не случайно Ашхабад начал проводить политику деисламизации страны и пошел по пути сокращения числа турецких "общественных организаций" на своей территории.
Нейтральный Туркменистан не входит в военные блоки. Туркменские наблюдатели порой участвуют в совещаниях СНГ и ШОС по вопросам наркотрафика и терроризма, предпочитая контактам с ОДКБ или НАТО по вопросам безопасности двусторонние связи с Россией или США. Когда весной 2015 года боевики попытались проникнуть в регион через афгано-туркменскую границу, узбекские и российские военнослужащие одними из первых предложили помощь Ашхабаду.
* Террористическая организация, запрещенная в России.