Анатолий Федорович Малышев может говорить о своей работе часами… Геолог рассказал о катаклизмах, которые некогда изменили облик Кыргызстана, а также о том, возможны ли подобные бедствия в ближайшем будущем.
— Вы ведь обнаружили в Кыргызстане вулкан, верно?
— В свое время в Европе бытовало мнение, высказанное еще Гумбольдтом (Александр фон Гумбольдт — один из основоположников географии как науки. — Ред.). Он считал, что в Средней Азии, в частности в Кыргызстане, существуют действующие вулканы. Но лишь в XIX веке Петр Семенов-Тян-Шанский стал изучать горы Иссык-Куля и установил, что действующих вулканов тут нет.
В 1964 году наша экспедиция изучала Боомское ущелье, мы замеряли радиоактивность горных пород. Когда обрабатывали местность на горе Чагасхан-Чокусу, нас поразило, что прибор начал щелкать — значит, там повышенная радиация. Причем она была только в одном месте и замыкалась в кольцо. Тогда мы еще не знали, что это кратер древнего вулкана.
Нас заинтересовали поразительные находки — куски самородного свинца, который мог появиться только органическим способом. То есть можно сделать вывод, что когда-то эта местность была дном водоема, где обитали кораллы и брахиоподы (тип морских беспозвоночных животных. — Ред.).
— Сколько же лет этому древнему вулкану?
— Около 200-250 миллионов, это вулкан Пермского периода. Именно тогда здесь шел бурный процесс горообразования. На самом деле таких древних вулканов в Кыргызстане много.
— А могут ли они проснуться? Возможно ли в Кыргызстане извержение вулкана?
— Это маловероятно. Извержение вулкана кыргызстанцам не грозит.
— Кстати, вернемся к реальным угрозам. Иногда появляются тревожные вести, что вот-вот в республике начнется период разрушительных землетрясений.
Еще в Кыргызстане проходит знаменитый Таласо-Ферганский разлом. Геологи уже доказали, что он образовался миллионы лет назад и вдоль этого разлома был сверхмощный сдвиг плиты длиной 250 километров.
Последнее самое мощное зафиксированное землетрясение в этом регионе произошло в 1911 году. Сильнейшие подземные толчки полностью разрушили город Верный (ныне Алматы). Да, такие землетрясения случаются, и тут ничего не поделаешь.
— Но разве в этом есть какая-то цикличность? Можно ли сказать, что, например, каждые 100 лет в регионе будет происходить серия сильных землетрясений?
— Нет, цикличности не наблюдается. Все хаотично, всегда есть элемент случайности. Однако лучше, когда происходит много слабых землетрясений: частые разрядки не дают скопиться большой энергии, которая могла бы в один момент "выстрелить". Пусть лучше будет больше землетрясений, но мелких, чем одно крупное.
— Поговаривают, что в нашей стране много радиоактивных зон, которые "фонят"...
Такие работы ни в коем случае нельзя проводить на побережье! Возьмите тот же город Майлуу-Суу: там отходы радиоактивных месторождений захоронены рядом. В советское время они как-то охранялись, а теперь размываются, разносятся по местности…
— Помните, даже ходили слухи, что первая атомная бомба в СССР была создана благодаря кыргызскому урану?
— Да, говорили, что при ее создании использовался уран с Мин-Куша — одного из первых месторождений в республике, где его добывали. Потом казахи стали говорить, что это был их уран, но мы до сих пор считаем иначе. В любом случае именно создание Советским Союзом атомной бомбы позволило в свое время усмирить американцев.
— Вы ведь много путешествовали по Кыргызстану. Какие уникальные особенности нашей природы удивили вас сильнее всего?
— Когда направляешься из Кемина, нужно проехать так называемый "красный" мост (в районе Боомского ущелья). Много лет назад весной мы ехали там и увидели, как воды реки Чу окрасились в кроваво-красный цвет. Меня это зрелище очень удивило!
Разгадка феномена оказалась очень проста. Именно в этом месте в Чу впадает река Конорчек, а в нее в свою очередь — река Кажар-Суу, чьи воды проходят через палеонен-неогеновые отложения, в которых содержится много красной глины. Весной, когда движутся мощные потоки воды, они размывают эти массы, и глина окрашивает реку, словно охра. Эта вода безопасна, хотя пить ее не рекомендуется.
— А какие полезные ископаемые в Кыргызстане имеют наибольший потенциал разработки?
— Сейчас во всем мире говорят о золоте, но нельзя забывать и о литие — именно этот металл особенно интересует китайцев. У нас его пока не добывают, однако есть много потенциальных месторождений. Кыргызстан — уникальная страна, в ее недрах спрятано много богатств.
Обязательно почитайте интервью с экологом Дмитрием Ветошкиным. Он как никто другой знает все тайны столицы КР.