Когда я позвонила по объявлению об аренде машин, ожидала услышать мужской голос, но никак не женский. Мне казалось, что кыргызстанки редко занимаются подобным бизнесом.
"Да-да, все удивляются", — рассмеялась хозяйка 15 автомобилей. Последние пять лет она занималась тем, что сдавала японские малолитражки в аренду таксистам. Они приносили ей около 1 000 долларов чистой прибыли в месяц. Впрочем, теперь некогда доходный бизнес скорее всего придется закрыть.
— Как вы решили заняться сдачей машин в аренду?
Супруг купил Honda Fit и сдал ее одному мужчине. Уже на третий день тот попал в аварию. На ремонт нам пришлось потратить 20 тысяч сомов. Муж сказал, что больше не хочет продолжать это дело, а я вот решила пойти дальше.
— Где вы нашли средства на покупку автомобилей?
— Я обратилась в микрокредитную компанию, взяла миллион сомов и на все деньги купила японские малолитражки. Самые недорогие — примерно по 3 тысячи долларов. Погасив этот кредит, взяла другой... Сейчас у меня уже 15 машин.
— Почему именно недорогие японские малолитражки?
— В основном их арендуют таксисты, ведь на таких машинах удобно ездить по городу.
— Часто ли они попадают в ДТП?
— Раз в месяц — обязательно. Причем у самих водителей деньги требовать бесполезно — они и так небогаты, большинство живет на съемных квартирах. Я нашла решение: застраховала свои авто. Страховая компания быстро решает такие проблемы.
— Что самое тяжелое в этом бизнесе?
— В столице много мошенников, особенно любителей азартных игр (с 2012 года казино и игорные залы в Кыргызстане запрещены. — Ред.). Мы постоянно сталкиваемся с тем, что они берут наши машины и оставляют их в качестве залога или просто продают. Потом очень сложно вернуть автомобили.
За пять лет я лишилась двух автомобилей! Машину могут взять в аренду, а потом распродать на запчасти и все — ее уже никто никогда не найдет. Так поступают не только мужчины, но и женщины. Пару месяцев назад одна кыргызстанка, которая работает на "Дордое", отдала машину под залог в 115 тысяч сомов. Она даже в расписке указала, что, если не вернет деньги, авто достанется тем, кто их дал.
— Разве вы не можете как-то обезопасить себя с финансовой стороны?
— Конечно, мы берем залог — 14 тысяч сомов, но это ничего не гарантирует. Больше взять невозможно: лишних денег у водителей просто нет.
— Насколько я знаю, вы сдаете автомобили по 700 сомов в день. Причем машина эксплуатируется беспрерывно, на ней ездят по плохим дорогам, авто часто бьются. Этого достаточно, чтобы покрыть все расходы?
— Не совсем. Я вам честно скажу: одна машина приносит около 20 тысяч сомов в месяц, половина этих денег уходит на ремонт. Раньше на 15 авто я могла ежемесячно зарабатывать около 1 000 долларов, сейчас такого дохода уже нет.
Из-за этих штрафов я сейчас продаю машины... Многие так делают. На прошлой неделе наши знакомые выставили на продажу 40 "фитов".
— Сегодня многие говорят, что автопарк в Кыргызстане устарел из-за запрета на ввоз автомобилей с правым рулем.
— Да, сейчас все машины дряхлые. Ты можешь купить авто за 4 тысячи долларов, а через пару недель сломается мотор. Придется потратить еще 45 тысяч сомов... Трудно выбрать более-менее приличный вариант.
— Можно ли сказать, что бишкекский рынок такси изменится и поездки станут дороже?
— Да, я думаю, все это приведет к повышению цен. Лично я больше не хочу этим заниматься, а планирую вложиться в недвижимость.
Обязательно почитайте о кыргызстанке, которая живет за счет аренды своих квартир. Она заработала на них сама.