В марте стало известно, что коронавирус, шагающий по миру семимильными шагами, проник и в Кыргызстан. Новость обеспокоила всех жителей страны, в том числе тех, кто носил под сердцем ребенка. Мы узнали, каково это — родить в разгар пандемии COVID-19.
Героини этого материала пожелали остаться анонимными. Приводим их рассказы от первого лица.
Роды пришлось вызывать — история из Бишкека
Еще задолго до пандемии, несмотря на протесты дедушек, бабушек и даже прабабушек, я закупила все необходимое для малыша — от чепчиков до коляски и кроватки. Видимо, так хорошо сработала интуиция.
Я решила подстраховаться и договориться с врачом, поскольку никогда не знаешь, что может произойти. И не зря! С февраля я находилась под наблюдением. К слову, уже тогда роддома перевели в карантинный режим (пускали только беременных и врачей), поэтому моим мечтам о партнерских родах пришел конец. Первенцу предстояло появиться на свет в середине марта, однако шла неделя за неделей, а роды все не наступали...
Конечно, трудно было не переживать, особенно когда обстановка начала обостряться: я все время думала о проблемах с бизнесом у родителей, тревожилась за мужа, который, к счастью, работал удаленно. Ситуацию нагнетали сообщения о первых заболевших, потом начался ажиотаж из-за продуктов... Вскоре появились блокпосты, а вместе с ними и страх, что проехать, когда потребуется, будет непросто.
С обработкой в роддоме все было в порядке: палаты дезинфицировали дважды в день, всюду висели санитайзеры, а в приемном блоке все ходили в масках. Посещения были запрещены, это само по себе психологически непросто. Тем более что роды у меня протекали тяжело — дошло до того, что я не могла есть. Повезло, что в роддоме работает родственница, она буквально кормила меня с ложки.
К счастью, все закончилось благополучно: в конце марта у меня родилась дочь. Правда, красивую выписку с толпой родственников пришлось отменить. Уже дома я столкнулась с новой проблемой: к нам не мог приехать педиатр. Обзвонили всех выездных докторов, но тщетно. В итоге сегодня я консультируюсь с участковым врачом по WhatsApp и там же советуюсь с мамой, скидывая ей фотографии и отчеты о состоянии малышки.
Все пошло не по плану — история из Нарына
Когда в Китае только выявили новый коронавирус, мало кто в нашей стране представлял последствия. После Нового года долго сохранялась спокойная обстановка. Мне предстояли вторые роды, так что я не сильно переживала... До поры до времени! Дело в том, что еще до карантина мы приехали из Бишкека в Нарын, на малую родину моего мужа. Рожать я планировала в столице, но вернуться уже не удалось: как раз в это время вирус проник в Кыргызстан, и в Бишкеке ввели режим ЧП.
Я сидела дома, за продуктами ходили муж или свекровь. Возвращаясь, они оставляли вещи у входа, обрабатывали все антисептиками и сразу шли в ванную. Если я и выходила на улицу, то только в маске, причем сохраняла дистанцию.
Когда настало время рожать, я не волновалась: просто узнала о местных правилах и подготовила все необходимое. Во дворе роддома стояла оборудованная палатка, где сидели медсестры в спецодежде: они принимали у беременных анализы. Мне измерили температуру и, убедившись, что все в порядке, пустили в роддом. На все ушло не больше получаса.
Мест в роддоме не хватало, поэтому до начала схваток меня поместили в свободную палату-изолятор, подготовленную для беременных с коронавирусом. После родов перевели в обычную палату, где к нам все еще никого не пускали: вещи и еду передавали через санитарок или врачей.
Не скажу, что в воздухе витала тревога. У меня, например, не было сил читать новости. От соседок я слышала, что этажом ниже лежат много женщин, чьи роды задерживаются.
Наша дочь появилась на свет вовремя, в ночь с 25 на 26 апреля. С докторами проблем не возникло: через пару дней после выписки к нам домой пришла детский врач и осмотрела ребенка. Она оставила свои контакты и отметила, что в случае необходимости может прийти в любое время. Здесь мне помогает семья мужа, мои родители внучку еще не видели, потому что сейчас находятся в Бишкеке.
Страх неизвестности брал верх — история из Оша
Вся эта суматоха с коронавирусом отразилась и на моей жизни: находясь в изоляции, я сильно переживала, хотя мне предстояли четвертые роды. Приходилось сидеть в четырех стенах, нервы попросту сдавали, а страх неизвестности брал свое. Возможно, тревога отразилась не только на моем состоянии — ребенок решил появиться на свет раньше времени. В частные родильные дома меня не принимали из-за раннего срока, поэтому пришлось ехать в городской, причем на "скорой", так как начался комендантский час.
На территории роддома стояли "постовые", которые измерили мне температуру. Эту процедуру еще несколько раз повторили в приемном блоке, а медработники не только собирали весь анамнез, но и уточняли, с кем я контактировала.
Я родила посредством кесарева сечения. В таких случаях часто необходимо, чтобы кто-то из родных ухаживал за женщиной, но к нам никого не пускали. Мой муж приезжал по необходимости, однако не мог пройти дальше ворот — все вещи роженицам передавала санитарка, экипированная с головы до ног.
Благо, все закончилось хорошо: в конце апреля мой ребенок появился на свет. Врачи и медсестры Ошского городского роддома — большие молодцы, настоящие профессионалы своего дела. Они очень поддерживали меня, за что им огромное спасибо. В столь непростые времена медики выполняют свою работу на высшем уровне.
Комментарий специалиста
В целом ажиотаж вокруг пандемии не повлиял на течение беременности и роды у кыргызстанок, отмечает акушер-гинеколог Наби Тагиев. По его словам, рождаемость в стране остается хорошей.
"Все идет своим чередом: бывают как преждевременные роды, так и задержки. Нельзя сказать, что коронавирус стал причиной каких-то массовых отклонений от нормы. Конечно, многие боятся подхватить инфекцию, но только не в роддоме, где всегда строго соблюдают санитарные требования, независимо от эпидемиологической обстановки в стране. Медработники защищают как себя, так и будущую маму, которая может представлять группу риска", — говорит Тагиев.
Он добавил, что сегодня беременные приезжают в родильный дом более подготовленными, чем женщины в 1990-х: они получают полную информацию от участковых врачей, читают специальную литературу, обсуждают свой опыт в интернете.