В Москве царили радость и счастье, вспоминает уроженка Казахстана Анна Ким. В 1980 году она была аспирантом одного из московских вузов. По ее словам, билеты предоставляли в институте.
"Состояние у всех было такое, что незнакомые люди в метро поздравляли друг друга с победой советских чемпионов. Мы спокойно могли протопать до девятого этажа в общежитии и скандировать: "Советский Союз! Советский Союз!". Именно такие моменты запоминаются. Ходили мы группами: все разных национальностей, из разных республик. Нам было весело. Перед входом на стадион раздавали флажки и картонные заготовки разных цветов — красные, зеленые, желтые… Сложив их, можно было соорудить что-то вроде панамы или кепи. И вот сидели мы в этих конструкциях, махали флажками, болели за всех спортсменов", — вспоминает Ким.
Как уроженец Кыргызстана работал переводчиком у VIP-гостей на Олимпиаде-80
Достать билеты на Олимпиаду было трудно. Профсоюзы не предлагали особого выбора, выдавая рабочим организациям билеты на соревнования по определенному виду спорта. Поэтому во время ОИ в районе проспекта Мира стали собираться люди, которые желали меняться. У кого-то был билет на легкую атлетику, а хотелось смотреть баскетбол. Кому-то выдали на плавание, но нравился бокс... На неформальной бирже даже сформировался своего рода курс: билет на один зрелищный вид спорта мог стоить нескольких билетов на непопулярное соревнование. При этом официальный пункт обмена был и на арене "Лужники". По некоторым данным, неформальная "биржа" действовала и там.
Иностранцы
В условиях "железного занавеса" приезд иностранных туристов стал для СССР настоящим событием. У народа даже возникли опасения: общаться с приезжими будет запрещено, болельщиков будут контролировать спецслужбы.
Москвич Александр Раздольский вспоминает, что болельщики сидели вперемешку, и все зависело от знания языка.
"Мой отец хорошо говорил по-английски, а я тогда учился в школе, и ему приходилось что-то объяснять мне, когда он общался с иностранцами. Вообще, детей на время Олимпиады старались отправить из Москвы в какой-нибудь летний лагерь. Я тоже сначала поехал в спортлагерь, потому что сам занимался спортом, был байдарочником. Но повезло — нас специально отпустили домой и выдали билеты на греблю на байдарках, чтобы мы наблюдали за спортсменами и потом анализировали: кто за счет чего выиграл? Гонки проходили в Крылатском, и представьте: все идут толпой до места соревнований целых полтора километра. Кто бы стал за ними следить? Разумеется, люди общались спокойно", — отметил болельщик.
Магазины
Продолжая тему бойкота, зарубежные газеты предсказывали: Советский Союз не справится с Олимпиадой из-за дефицита продуктов питания. Чтобы опровергнуть эти слова, власти страны закупили в Финляндии множество продуктов — для советских людей прежде невиданных.
"Мы тогда впервые увидели финский сервелат — именно нарезкой. А еще конфитюры, джемы, соки в маленьких упаковках. Соки фирмы Marli нам впервые раздали в спортлагере, и мы, привыкшие к сокам в больших банках, сначала даже не поняли, что это", — вспоминает Раздольский.
Помимо соков и колбасы, на прилавках появились иностранные сигареты "Мальборо" и баночное пиво "Синебрюхофф". А вот жвачка была отечественной — несмотря на то, что в СССР ее долгое время считали идеологически вредным продуктом. Перед Олимпиадой фабрика "Ротфронт" запустила собственное производство жевательной резинки. Особенно всем запомнилась жвачка "Кофейная", ведь ни до, ни после Игр резинки с таким вкусом не было.
Ими гордился весь мир! 8 кыргызстанских спортсменов, покоривших Олимпиаду-80
Если "Пепси" в Советском Союзе появилась задолго до Олимпиады, то "Фанту" в Москве стали разливать благодаря Играм. Компания Coca-Cola, обладавшая правами на оранжевую газировку, была одним из спонсоров ОИ еще с 1928 года. В городе организовали точки продажи напитка, пластиковый стаканчик (это тоже было в новинку) стоил 20 советских копеек. Специально для Игр в СССР компания сделала своего рода ребрендинг — название напитка писали на русском.
Олимпийская деревня
Ее построили на юго-западе Москвы, и это был целый комплекс из квартир, тренировочных баз, ресторанов и концертного зала. В олимпийской деревне часто устраивали дискотеки, но, как вспоминает серебряный призер ОИ боксер Серик Конакбаев, даже они превратились в тренировки.
"Перед московской Олимпиадой у меня была бешеная сгонка веса, пришлось скинуть 10 килограммов. А ведь еще необходимо держать этот вес, фактически не есть и не пить. По вечерам в нашей атлетической деревне проходили концерты с участием звезд самой большой величины: Иосифа Кобзона, Софии Ротару и других. Для всех это был праздник, а мы, боксеры, приходили на мероприятия в специальных костюмах, чтобы дополнительно согнать вес. Наверное, назвать наши движения танцами было сложно", — вспоминает Конакбаев.
Когда у спортсменов появлялось свободное время, они имели возможность разнообразно проводить досуг, ведь в олимпийской деревне была масса развлечений: кинотеатры, теннисные столы, много магазинов, в том числе западных спортивных брендов.
"Была зона отдыха, где можно было утонуть в глубоком кресле, надеть наушники и заказать музыку, которую ты любишь", — вспоминает чемпион соревнований по конному спорту Юрий Сальников.
В конце дня спортсмены любили собираться с членами команд из других стран, они общались и обменивались значками.
"Мы сдружились с болгарами, поляками, итальянцами. Кажется, их лошади даже в нашей конюшне стояли. Спортсмен всегда найдет способ пообщаться: кто-то на ломаном английском разговаривал, кто-то из иностранцев знал русский, а иногда с помощью жестов и мимики находили общий язык", — говорит Сальников.
Спустя 40 лет Лещенко поведал о сложностях песни про мишку — хиты Олимпиады-80
В олимпийской деревне можно было и отметить победу. Гимнаст Александр Дитятин решил сделать это с другом Виктором Санеевым — единственным в истории трехкратным олимпийским чемпионом в тройном прыжке.
"Мы с ним сидели в баре, разговаривали и пили шампанское. Честно говоря, не помню, бутылку можно было на месте купить или мы принесли свою. И вот сидим, празднуем, а тут японские журналисты подходят. Мы как подскочим! Быстро спрятали бутылку, пересели за другой столик и тут же поставили на него лимонад. Японцы ничего понять не успели — просто стали нас фотографировать и брать интервью, после чего ушли", — смеется Дитятин.
Спортсменов часто вывозили в Москву на культурные мероприятия — концерты, фильмы, спектакли.
Чемпионка по гандболу Лариса Савкина вспоминает, что однажды была поездка в театр "Сатирикон", и обратно их вез Константин Райкин. Рядом с ним был, по ее словам, Николай Караченцов. Это были суперзвезды того времени.
Передвижение
Изменения коснулись и системы транспорта. В метро установили быстрые эскалаторы, а станции начали объявлять не только на русском языке, но и на английском. Обслуживали Олимпиаду 5 400 автобусов и 240 специальных автомобилей. Они должны были возить болельщиков, спортсменов, судей, почетных гостей и журналистов на стадионы и в олимпийскую деревню.
Водитель автобуса ЛАЗ-695 Александр Марочкин вспоминает, что транспорт для Игр выдали новый, только с завода.
Только серебро было чистым — все о медалях Олимпиады-80
"Мы получили автобусы за 3-4 месяца до Олимпиады и долго готовились: обкатывали, проверяли — не поедешь же сразу новой машиной. К тому же я перевозил делегации иностранцев. Нас учили, что гости должны быть всем довольны, поэтому мы проходили этикет вождения, затем специальный инструктаж: ничего у иностранцев не брать. А если кто-то что-то забыл, сдать проверяющим из КГБ, которые каждый вечер обследовали автобусы по возвращении", — передает водитель.
Пиктограммы
Чтобы туристам было легче ориентироваться в Москве, Мастерской промграфики поручили разработать пиктограммы. Именно они должны были объяснить гостям, в какой стороне находится парк, а где — закусочная. Создателями пиктограмм Олимпиады-80 стали дизайнеры Владимир Кричевский, Валерий Акопов, Василий Дьяконов, Александр Шумилин и Михаил Аникст. В процессе работы им пришлось столкнуться с большим количеством проблем: например, как изобразить в виде пиктограммы пельмени? А как вообще объяснить иностранцам, что кафе может закрыться на обед? Им ведь это в принципе понять сложно.
Сплоченность: победы спортсменов, потеря Высоцкого
25 июля 1980 года умер Владимир Высоцкий. По центральному телевидению об этом не сообщили, тем не менее новость о смерти артиста разлетелась мгновенно. Народ любил Высоцкого, и проводить его в последний путь собрались больше 100 тысяч человек.
Болельщик Темирбулат Билялиев рассказал, что это был контраст — полупустая Москва и целая толпа на Ваганьковском кладбище. Невероятное чувство единения.
Гибель Высоцкого действительно сплотила всех — и простых людей, и знаменитых артистов. Алла Пугачева, выступавшая в тот день в пресс-центре Олимпиады на Зубовском бульваре, в начале концерта сообщила публике о смерти артиста и в память о нем спела "Я несла свою беду".