00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
07:46
5 мин
Ежедневные новости
08:00
3 мин
Жаңылыктар
09:00
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
4 мин
Жаңылыктар
19:01
5 мин
Ежедневные новости
20:00
5 мин
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
5 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 13:00
13:01
3 мин
Sputnikteн сүйлөйбүз
Бишкекте тургундарды жылуулук менен камсыздоону жакшыртуу боюнча кандай иштер жүргүзүлүүдө?
13:04
25 мин
Күн башат
Кызыл-Омполду, Кумтөрдү жана башка кендерди иштетүүдө Кыргызстан эмнеге көңүл бурушу керек?
13:31
24 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 14:00
14:01
9 мин
Особый акцент
On air
14:10
0 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 15:00
15:01
3 мин
Ачык кеп
Кыргызстанда кант диабети “жашарууда”— диабетти алдын алуу иштерине кандай көңүл бурулуп жатат?
15:04
45 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 16:00
16:01
3 мин
ОГО!
Люди и события, которые не оставили нас равнодушными
16:05
2 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 17:00
17:01
3 мин
Жума жыйынтыгы
апта ичинде болуп өткөн айрым окуяларга токтолобуз
17:05
45 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 18:00
18:01
5 мин
Об экономике и не только
Продвижение идей Великого Турана — каковы цели Турции в ЦА?
18:06
55 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 19:00
19:01
5 мин
Спортбокс
Спорттук экипировкаларды тандоодо эмнеге көңүл буруу кажет?
19:06
40 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 20:00
20:01
5 мин
Итоги недели
Информационно-аналитическая программа
20:06
0 мин
Ачык кеп
Кыргызстанда кант диабети “жашарууда”— диабетти алдын алуу иштерине кандай көңүл бурулуп жатат?
23:04
45 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Джинсовая форма и проверки КГБ — как работали водители на Олимпиаде-80

© Фото / пресс-служба МострансавтоВодитель олимпийских автобусов Николай Юганов
Водитель олимпийских автобусов Николай Юганов - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Как водителям олимпийских автобусов удавалось общаться с иностранцами без знания английского языка и о чем их предупреждали сотрудники госбезопасности, читайте в материале Sputnik.

По случаю сорокалетия Олимпийских игр в Москве Sputnik продолжает рассказывать об атмосфере того времени. Сегодня наши герои — водители олимпийских автобусов Александр Марочкин, Николай Шкаликов и Николай Юганов, которые работали в Мострансавто.

Руль надо держать правильно

На Олимпиаде 1980 года задействовали больше 5 тысяч автобусов, но только 550 из них обслуживали непосредственно спортсменов и болельщиков. К работе на основных олимпийских маршрутах привлекли 1 300 лучших водителей Москвы и Подмосковья, причем отбор проходил жестко. По словам Александра Марочкина, перевозившего иностранные делегации, у оргкомитета ОИ было много требований к водителям.

Как Олимпиада-80 подняла советский автопром на новый уровень

"И чтобы стаж работы — не менее 10 лет, и статус шофера первого класса, — рассказывает он. — Если соответствовал, отправляли на медкомиссию, а затем на проверку в ГАИ".

© Фото / пресс-служба МострансавтоВодитель олимпийских автобусов Александр Марочкин(справа)
Джинсовая форма и проверки КГБ — как работали водители на Олимпиаде-80 - Sputnik Кыргызстан
Водитель олимпийских автобусов Александр Марочкин(справа)

Отбор кандидатов завершился только за четыре месяца до начала Олимпиады — и всех сразу отправили на курсы по этикету вождения. Марочкин вспоминает, что больше всего ему запомнился урок, как правильно держать руль. "Мы ведь рулили, как хотели, а тут нам рассказывают, что руки надо класть на руль правильно, чтобы было красиво", — говорит шофер.

Примерно в то же время водители получили автобусы — новые, прямо с завода, поэтому их необходимо было подготовить, как говорится, обкатать. Например, Николаю Юганову сначала поручили возить детей в пионерлагерь. А еще все шоферы, приехавшие на Игры из подмосковных городов, должны были ездить по столице СССР, изучать маршруты.

Оделись, как летчики

Не менее пристальное внимание организаторы Олимпиады-80 уделяли внешнему виду водителей. Встречавший болельщиков в аэропорту Николай Шкаликов вспоминает, что каждому шоферу выдали форму. Состояла она из двух костюмов: один был легкий, из джинсового материала серого цвета, а другой более плотный, темно-синий, как у летчиков. Строгие галстуки в тон и голубые рубашки только усиливали это сходство, поэтому туристы иногда принимали водителей олимпийских автобусов за пилотов.

Вкусовые потрясения — что пили и чем закусывали в дни Олимпиады-80

На время соревнований водителей расселяли в гостиницах или общежитиях, специально отремонтированных к Играм. "Нам, например, досталось общежитие на улице Дмитрия Ульянова, — рассказывает Марочкин. — Жили мы по три человека в комнате и работали через день. Сменщики уйдут, а я порядком занимаюсь, рубашки эти, как у летчиков, им стираю–глажу. Потом наоборот. Дружно жили".

Жвачку брать нельзя!

Типичный рабочий день водителя на Олимпиаде-80 выглядел следующим образом. Большинство автобусов стояли на территории МГУ, в яблоневом саду. Специально для соревнований там сделали временный КПП и стоянку. Как говорит Александр Марочкин, водители работали на легендарных автобусах ЛАЗ.

"Были мягкие ЛАЗы, на которых возили по музеям и концертам. А были жесткие — это ЛАЗ-695. Вот мы работали на них, возили иностранцев на спортивные мероприятия", — объясняет собеседник.

© Sputnik / Б. Криштул / Перейти в фотобанкСоветский автобус ЛАЗ-695
Джинсовая форма и проверки КГБ — как работали водители на Олимпиаде-80 - Sputnik Кыргызстан
Советский автобус ЛАЗ-695

Сколько стоили билеты на игры Олимпиады-80 и как зрители попадали на трибуны

Основными маршрутами для водителей были стадион "Лужники", спорткомплексы "Олимпийский" и "Крылатское", дворцы спорта "Сокольники", "Измайлово" и "Динамо", а также конноспортивный центр "Битца". Каждый вечер по возвращении на стоянку автобусы проверяли сотрудники КГБ, но ничего страшного в этой процедуре не было. "Максимум — могли спросить: мол, ну как, чего? Салон осмотрят, багажник откроют, и все", — говорит Николай Шкаликов.

Впрочем, суровые ограничения все-таки были. Еще на инструктаже КГБ водителям сказали: жвачку и сигареты брать категорически запрещено. Можно было разве что меняться значками. "Но не скажешь ведь туристам, если предлагают: мне нельзя! — вспоминает Николай Юганов. — Старались найти выход из положения. Предложат тебе покурить, а ты: "Нет-нет, я просто не курю, спасибо".

Русские медведи, удивленные французы и индийский плащ

Но строже всего в КГБ относились к личным вещам туристов, забытым в автобусах. "Если мы что-то обнаруживали в салоне автобуса, вечером надо было сдать вещь проверяющим. Они сами ее возвращали", — объясняет Юганов.

© Фото / пресс-служба МострансавтоВодитель олимпийских автобусов Николай Юганов
Джинсовая форма и проверки КГБ — как работали водители на Олимпиаде-80 - Sputnik Кыргызстан
Водитель олимпийских автобусов Николай Юганов

Советские власти не просто так уделяли повышенное внимание поведению шоферов. Западные СМИ, отговаривая читателей ехать на Олимпиаду в Москву, писали об отсутствии сервиса в СССР на всех уровнях. Чтобы опровергнуть эти утверждения, организаторы Игр действовали по принципу "лишь бы гости были довольны", считает Александр Марочкин и приводит в пример случай, как гостья из Индии потеряла плащ.

Чем хвасталась Киргизская ССР на Олимпиаде-80 и как Советский Союз удивил мир

"Она даже не в автобусе его забыла, а где-то во время прогулки оставила, — говорит водитель. — Но все равно, чтобы она не расстраивалась, ей сказали: "Ничего, сейчас поедем в магазин, новый плащ купим". Так и взяли ей плащ за счет государства".

Марочкин вспоминает, как его коллега однажды вез пару пожилых французов. Супруги очень хотели пить и купили лимонад, но открыть бутылку никак не получалось. "Друг мой увидел эту ситуацию в зеркале, взял бутылку — щелк! — и сразу открыл. А все так совпало, что именно в этот день отмечали День Военно-морского флота, и у француза глаза округлились: "Да вы тут все русские медведи!". Мы долго над этим смеялись".

Проблем с языком не было

Иногда с водителями работали гиды, но порой приходилось возить иностранцев без них. При этом проблем в общении с туристами не возникало. Во-первых, выручал трафарет с обозначением вида спорта на лобовом стекле автобуса — так гости Олимпиады понимали, на какие соревнования они могут поехать с конкретным водителем. Во-вторых, каждый шофер получал подробный заказ в письменном виде, где было указано, на какой стадион ехать и у какого сектора или выхода ждать болельщиков.

Легче всего было разговаривать с немцами, утверждает Николай Юганов. "Ну а чего непонятного? — рассуждает он. — Скажут: "Фарен" — значит, надо ехать. Привезу куда надо, они уходят, потом возвращаются и говорят: "Бай-бай!". Значит, надо везти спать. Люди всегда смогут договориться. Так что скандалов и непонимания не было, все хорошо прошло".

Мы работать приехали

Находясь в самом центре событий, олимпийские водители, однако, не увидели практически ни одного состязания. Организаторы Игр сразу предупредили их: Олимпиаду они будут смотреть в основном по телевизору. Шоферам разрешили посетить лишь одно соревнование — на выбор.

"Нужно было заранее заполнить заявку, мы с другом так пошли на велоспорт, нам было интересно, — говорит Александр Марочкин. — Но мы не обижались. Понимали же: мы сюда работать приехали".

Золото для родины — герои Олимпиады-80 из всех союзных республик

Впрочем, многим водителям, припарковавшимся у стадионов, удалось посмотреть самую знаменитую часть закрытия ОИ — полет олимпийского мишки. Но, по словам Александра Марочкина, соревнований им хватило и без этого, ведь после Олимпиады оргкомитет провел своеобразное первенство среди шоферов. "У нас свои итоги подвели: по количеству рейсов и отработанных часов. В результате водители из Коломны тогда заняли первое место, а мы, из Орехово-Зуево, — третье", — заключает мужчина.

Лента новостей
0