В преддверии очередного учебного года корреспондент Sputnik Кыргызстан побеседовал с руководителем Управления образования столицы Эльмирой Иманалиевой. Она рассказала о подготовке образовательных учреждений, планах и проблемах системы, а также о семье и эпидемии.
— Вы вступили в должность в непростое время. Как идет подготовка к учебному году?
— Она идет полным ходом. Пандемия нарушила все планы в разных масштабах: глобальном, личном, семейном. Конечно, пришлось адаптироваться, мы долго работали удаленно, но благодаря современным технологиям постоянно были на связи. Регулярно проводятся онлайн-совещания, это позволяет нам более оперативно решать вопросы.
Из-за пандемии в нескольких школах были открыты дневные стационары. Слава богу, число заболевших идет на спад, и эти школы тоже начали процесс подготовки. В нынешнем году из городского бюджета на строительно-ремонтные работы выделили 100 миллионов сомов. Самые проблемные вопросы — кровля, система отопления, санузлы. Большая часть выделенных денег направлена на эти цели. В нескольких школах возводят пристройки. Думаю, это позволит в определенной степени разгрузить учебные заведения, потому что все они перегружены. Также порядка 20 миллионов сомов выделены администрациями четырех районов, на них проводится текущий ремонт школ, который будет закончен к 1 сентября.
Кроме того, мы проводим большую работу с Минобрнауки по подготовке к видеоурокам. Педагоги городских школ и сотрудники Управления образования готовят видеоуроки по таким предметам, как химия, биология, география, история, "Человек и общество". Сейчас идут съемки, эту работу полностью контролирует и координирует министерство. В 88 объектах образования столицы строят пандусы для людей с ОВЗ.
COVID в Бишкеке — умерли 14 работников сферы образования, среди них 2 директора
— Как будут учиться первоклассники?
— Это сейчас самый актуальный вопрос, который беспокоит многих, потому что первоклассники — дети, которые еще не адаптированы к учебному процессу. Для их адаптации необходим визуальный контакт с учителем. После полного изучения вопроса мы решим, что можно сделать, чтобы исключить все риски.
— Какие варианты предусмотрены на случай очного обучения?
— Есть вариант делить класс на два. То есть, если мы посадим в классе 15 человек, удастся соблюсти дистанцию. Но в таком случае обучение будет через день, то есть в каждой группе уроки будут 2-3 раза в неделю. Естественно, в первую очередь мы оставим основные предметы: чтение, письмо, математику... Я соберу по этому поводу комиссию, которая примет решение.
Жээнбеков предложил обучать первоклассников в школах
— Двенадцать лет назад вы уже возглавляли столичное Управление образования. Почему ушли с этой должности?
— Я тогда очень мало поработала, так как меня перевели на пост вице-мэра.
— Вы легко приняли новое предложение?
— Я долго думала, потому что уже не работала на госслужбе, занималась другим проектом. А потом решила: почему бы и нет? Но должность я заняла по конкурсу, все три этапа прошла наравне с другими претендентами.
— В системе образования Бишкека немало проблем. Хватит ли вам воли решить их? Вы считаете себя реформатором или планируете продолжить курс прежнего руководителя?
— Я считаю, любой руководитель должен соблюдать преемственность и одновременно быть реформатором. Думаю, нам удастся реализовать все намеченные планы.
— Но у вас наверняка есть свой план работы. Чем собираетесь заняться в первую очередь?
— Созданием образовательной платформы, которая объединит всю систему. Мы уже начали этот процесс, и надеюсь, доведем его до логического конца.
— Как вы представляете работу новой платформы?
— Она позволит проводить онлайн-совещания и будет абсолютно бесплатной. В Zoom, как вы знаете, есть ограничения и необходимо покупать подписку, а в WhatsApp нельзя проводить совещания в глобальном масштабе. Кроме того, наша платформа будет предусматривать не только наличие статистических данных по определенному объекту — мы сможем проводить рейтинг школ и учителей-предметников. Сейчас обновляем индикаторы, которые будут включены в систему. Также мы сможем видеть движение финансовых средств в школах: на что были получены деньги и на что потрачены. На первом этапе планируем объединить все школы, на втором — детские сады.
Требований к школьной форме в Кыргызстане предъявлять пока не будут
— Как вы намерены решать проблему перегруженности школ?
— Основная причина перегруженности — внутренняя миграция. Проектная мощность образовательных учреждений не позволяет вместить всех учеников, поэтому у нас есть школы, которые работают в три смены. Главное решение мы видим в строительстве новых объектов, необходимы еще примерно 36 школ. Город растет, население увеличивается, демографическая ситуация в стране неплохая... Мэрия недавно выделила землю под возведение школ в жилмассивах — по одной построят в "Арча-Бешике", "Ак-Ордо", "Рухий-Мурас","Алтын-Ордо", "Кок-Жаре", "Ак-Босого", "Мурас-Ордо" и "Бугу-Эне". Еще в 14 жилмассивах будут построены 14 детсадов. Даты начала строительных работ пока точно не известны, но земельный вопрос уже решен.
— Осенью многие родители выйдут на работу и встанет вопрос, куда отправлять детей...
— Детские сады были закрыты 6 июля. На днях у нас прошло заседание, где поднимался вопрос их открытия. Сейчас мы проводим анализ мнений родителей (обзваниваем, опрашиваем), чтобы открыть те сады, в которых есть необходимость. Если к 1 сентября ситуация будет стабильной, конечно, откроем их. Но для этого требуется разрешение Центра госсанэпиднадзора, а работники детсадов перед открытием должны сдать ПЦР-тесты.
— Как вы считаете, общественные фонды при школах надо оставить или ликвидировать?
— Образование — система, которая включает в себя не только обучение, но и воспитание будущего поколения. Без участия родителей это сделать невозможно. Здесь ответственны и педагоги, и семья. Фонды создаются по инициативе родителей для оказания помощи школам, поэтому юридически мы не можем ликвидировать или запретить их. Однако процесс сбора и расходования средств должен быть открытым, чтобы у родителей не возникало вопросов. Общественные фонды оказывают большую помощь системе образования, на их деньги решаются текущие проблемы. Я считаю, что эти фонды необходимы, так как потребности образования в стране пока не покрываются полностью.
Учеба в вузах и колледжах начнется дистанционно. Дальше есть три сценария
— Администрации школ утверждают, что взносы в общественные фонды делаются добровольно. Однако известно, что иногда учителя оказывают давление на учеников, не сдавших деньги.
— Это, конечно, нарушение. Взносы должны быть исключительно добровольными. Тут многое зависит от председателей фондов и от директоров, они не должны допускать давления.
— Одни школы в столице считаются сильными, а другие — не очень. Из-за этого родители стараются устроить детей в определенные учебные заведения, тогда как в остальных наблюдается недобор...
— Любая среда должна быть конкурентной и многообразной. Хорошо, что существуют гимназии, лицеи, простые школы... Прежде всего это возможность выбора для родителей. Сделать всех абсолютно одинаковыми невозможно, но мы должны стремиться к повышению уровня знаний. Это главная задача. Хотя базовый компонент во всех школах один, в гимназиях и лицеях своя программа. Во многом знания школьников зависят от профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей. Также важна методическая работа. Сегодня она сконцентрирована в Кыргызской академии образования при Минобрнауки. Есть методические советы, но они разрознены — каждый сам по себе. Сейчас мы работаем над тем, чтобы объединить их и действовать системно.
— Ваш отец Сансызбай Иманалиев — известный филолог, а ваши братья и сестры участвуют в общественно-политической жизни страны. Расскажите о своей семье.
— У меня двое детей. Они уже взрослые, окончили вузы. Сын учился в школе № 6, дочь — в школе № 62. Внуков они мне пока не подарили, жду (смеется)... Я всегда говорю, что мне повезло с родителями. Папа работал в университете, а мама — в Институте педагогики. Они дали нам, детям, хорошее образование и воспитание. Это позволило нам вырасти людьми с широким кругозором и аналитическим мышлением.
— Как пандемия изменила вашу жизнь?
— Она заставила по-новому взглянуть на общечеловеческие ценности. Мы стали ценить то, что имеем, окружающих нас людей и прежде всего — свое здоровье. К сожалению, с начала эпидемии система образования города потеряла 14 человек. Скончались два директора — школы и детского сада. Остальные умершие — учителя и сотрудники младшего обслуживающего персонала детсадов. Сейчас решается вопрос о выплате компенсаций их семьям.