Чтобы купить машину, многие кыргызстанцы идут на авторынок. Однако Алексей Кинчев уверен: есть другие способы приобрести автомобиль по более выгодной цене. Он работает руководителем отдела продаж компании, которая привозит машины из-за рубежа, и открыто рассказал о плюсах и минусах разных способов покупки авто.
— С 2020 года в Кыргызстане стало гораздо дороже "растаможивать" автомобили, которые ввезли не из стран ЕАЭС. Можно ли сказать, что из-за этого наши граждане теперь реже заказывают машины?
— Нет, спрос упал только на очень дорогие авто из США, а вообще машины как везли, так и везут. Например, нет никаких ограничений на ввоз автомобилей из России, и здесь они пользуются спросом. Теперь из-за курса рубля выгоднее привезти тот же Mersedes из России, чем из Германии. Что касается Америки, то сейчас выгодно брать немного подбитые авто на аукционах: ценник будет небольшой, "растаможка" низкая.
Это гораздо выгоднее, чем торговать машинами! О крупном бизнесе кыргызстанца
— Пара моих знакомых привозили битые машины из-за рубежа и очень довольны, а мне кажется, это рискованно. Расскажите подробнее.
— Если автомобиль немного поврежден (к примеру, у него помят бампер или крыло), в США он теряет около 40 процентов стоимости. Давайте возьмем самую популярную сейчас машину — Toyota Camry 70, новую, без пробега. Это у нас топ продаж. Можно привезти новое авто из России, там оно стоит около 32 тысяч долларов в полной комплектации.
Если же покупать немного битую Toyota Camry с аукциона в Америке, ценник составит примерно до 20 тысяч долларов с "растаможкой". Останется вложить еще тысячу-полторы долларов — и у вас будет полноценный автомобиль.
— Почему бы американскому владельцу самому не поменять бампер и не оставить себе неплохую машину?
— Там все авто застрахованы. По страховке машины надо ремонтировать только у официального дилера, а цены у них недешевые. Проще продать битый автомобиль на аукционе и купить новый.
— Сейчас ведь есть интернет, так зачем мне обращаться к вам? Могу ли я сама поучаствовать в таком аукционе?
— Хотя аукционы есть в свободном доступе, поучаствовать вы не сможете — у вас нет к ним доступа. В США должны быть свои люди, которые сотрудничают с этими аукционами.
Кроме того, обыватель просто не знает, какие машины можно покупать, а какие нельзя. Насколько мне известно, в прошлом году одна компания умудрилась купить на аукционе настолько плохой автомобиль, что в нем даже половины деталей не было! Человек, который не занимается этим профессионально, может запросто приобрести кота в мешке.
Как работают профессионалы: вы заключаете договор с компанией, и начинается подбор вариантов. Вам предлагают авто и говорят, сколько денег примерно нужно на него поставить. Если ставка сыграет, покупатель оплатит сумму аукциону, и компания начнет процесс транспортировки. Через пару месяцев машина прибудет сюда.
Грязные схемы недобросовестных ломбардов Бишкека раскрыл эксперт — интервью
— Может ли кто-то гарантировать, что у автомобиля будет всего лишь подбит бампер, а не что-то более серьезное?
— Конечно, риски есть. Скажем, наши эксперты проверяют машину по всем ресурсам, но в одном проценте случаев из ста обнаруживаются еще какие-то сюрпризы. К сожалению, мы не знаем, как конкретный американец ездил на своем авто. Если честно, они не слишком бережно относятся к машинам.
При этом некоторые кыргызстанцы выкупают в США автомобили не просто с легкими повреждениями, а сильно подбитые. Тут их ремонтируют и продают, скрывая от покупателя историю машины. Иногда можно узнать, в какие аварии она попадала, по VIN-коду, но в Америке эту историю тоже чистят... На самом авто скрытые повреждения обнаружить нелегко.
— До запрета на ввоз праворульных автомобилей в Кыргызстан доставляли несметное количество недорогих машин — за 2-3 тысячи долларов. Сейчас вы можете предложить какую-то альтернативу людям, которые хотят купить авто именно за такую сумму?
— Наверное, сегодня нереально привезти из-за границы приличную машину за 3 тысячи долларов. Если у вас есть 8 тысяч, уже можно говорить о покупке автомобиля в Америке. В России более дорогой сегмент — все наши внедорожники Lexux и Toyota оттуда. Конечно, там можно купить дешевое авто, но никто его в Кыргызстан не повезет.
Мало кто хочет заморачиваться с "Ладой Приорой", ведь ее невыгодно везти сюда даже на автовозе. Наоборот, иногда нам звонят россияне и спрашивают, можем ли мы доставить им Daewoo Matiz, потому что у них такого нет. Они готовы ездить на этих машинах даже с кыргызскими номерами.
Как официанты доедают за гостями — темные секреты кафе Бишкека
— Странно, что те же Lexus привозят из России, а не из США, где они изготавливаются…
— В Америке их вообще брать невыгодно, разве что битые, чтобы "растаможка" обошлась дешевле. Там ценники на них очень высокие, и вообще американцы чаще предпочитают Toyota Sequoia или Toyota 4Runner — более бюджетные автомобили с тем же двигателем. Поэтому все внедорожники, которые ездят по нашим улицам, в основном привезены из России.
— Получается, кыргызстанцы просто любят выделяться.
— Вы правы. У нас до сих пор для многих машина — это роскошь. И в Кыргызстане, и в России хозяин вложит в автомобиль последние деньги, а в США такого нет, там любят халяву. Американец лучше возьмет практичную Camry или Sequoia, проездит на ней два года, а потом просто заменит.
Над моей идеей смеялись, а зря! Как кыргызстанец создал искусственный ледник
— Для чего покупателю так заморачиваться с заказом? Не легче ли просто пойти на авторынок и выбрать понравившуюся модель?
— На рынке вы точно переплатите процентов пятнадцать. Компании, подобные нашей, в любом случае доставят вам авто дешевле, потому что рыночные продавцы сами везут машины из-за рубежа. Посредники зарабатывают на этом хорошие деньги, мы же продаем не автомобили, а услугу.
Кроме того, вы, наверное, слышали, что у нас уже попадались машины, мягко говоря, криминальные. Они дешевле остальных на 50 процентов. Вы покупаете такое авто, а потом выясняется, что это собственность какого-нибудь московского банка. Отправитесь вы на нем в Казахстан, и вас задержат на первом же посту.
Мы со своей стороны все проверяем, даем полный отчет по автомобилю — как юридический, так и технический.
Не хочется брать ипотеку? Как купить квартиру в Бишкеке, рассказал эксперт
— Я слышала, что привозить авто из России — не очень хорошая идея. Дескать, там дороги зимой обрабатывают реагентами, а это плохо сказывается на металле.
— Да у нас половина машин из России! Состояние автомобиля больше зависит от того, как с ним обращались.
Многие везут авто из Дубая, а потом удивляются, почему оно гниет. Проблема в том, что для ОАЭ машины производят без антикоррозийного покрытия: там нет такой необходимости, зато они получаются дешевле. Этот автомобиль привозят сюда, монтируют внутри печку, но сам металл к нашим холодам не приспособлен, и начинаются проблемы...
— А есть ли какие-то гарантии, что из России автомобиль придет в том состоянии, в котором заявлен?
— Всякое бывает. В нашем случае это исключено: там сотрудники проверяют каждое авто. Мы любую царапину увеличиваем в разы, чтобы для покупателя это не стало сюрпризом.
— Какие марки машин сегодня берут чаще всего?
— Если говорить о популярных авто, то, наверное, Toyota и Lexus. Последний вообще стал у нас "национальным" автомобилем. В нем есть все, что нужно для комфорта, но при этом машина не капризная, как Mercedes, BMW или Range Rover. Цены на Lexus 2008 года выпуска в достойном состоянии начинаются от 24 тысяч долларов.
Если говорить о более бюджетном варианте, я бы посоветовал кроссовер Toyota Highlander. Это достаточно практичная машина, авто 2011 года выпуска обойдется примерно в 18-20 тысяч долларов.
В 23 года я заработал первый миллион — история простого кыргызстанца
— Обычно в период кризиса недвижимость и автомобили дешевеют: падает спрос, и цены стремятся вниз. Сейчас из-за пандемии такое ожидается?
— Из-за эпидемии была приостановлена работа заводов, поэтому образовался небольшой дефицит авто. И "вторичка" подорожала соответственно.
Я бы не сказал, что со временем стоимость машин будет снижаться. Они только дорожают. Просто есть определенные моменты, когда их выгоднее всего покупать. Например, когда курс рубля падает, — значит, в долларах авто будет дешевле. А продажи у нас не упали: если человек хочет, он купит себе машину.