Три года назад в Бишкеке появилась детская студия балета, которую основал юрист из Санкт-Петербурга Станислав Чубенко. Он рассказывает, что главная фишка школы — педагоги, окончившие всемирно известную Академию русского балета имени А. Вагановой. Одной из них стала Екатерина Уварова.
Мы поговорили с россиянами о том, как русский балет прижился в центральноазиатской республике.
— Почему вы решили работать именно в Кыргызстане?
Станислав: По основной профессии я юрист и работал тут еще с 2003 года. Это были проекты, связанные с юридической поддержкой бизнеса, так что мне очень хорошо известно законодательство вашей страны.
Однажды мой товарищ из Питера, который 20 лет танцевал в "Мариинке", сообщил, что хочет открыть балетную школу в Алматы. Я уговорил его работать не в Казахстане, а здесь. Изначально была договоренность, что партнер займется творческой частью, а я возьму на себя юридические вопросы. Однако через четыре месяца он не выдержал нагрузки и бросил это дело.
Я тоже хотел покончить со школой: ну что я понимаю в балете?! Однако все-таки не бросил это дело, и теперь очень рад.
Вы думаете, курьеры в Москве копейки получают? История успеха кыргызстанца
— А какие сложности были?
Станислав: Мне казалось, это слишком большая финансовая нагрузка. Первый год мы вообще ничего не зарабатывали, а только вкладывали личные сбережения. Но постепенно детей становилось все больше, студия стала окупаться и приносить удовольствие.
С тех пор прошло три года. Понятно, что доход от студии небольшой, но для меня это своего рода хобби.
— Почему вы решили привозить учителей из Санкт-Петербурга? Ведь работать с местными специалистами было бы дешевле.
Станислав: Буду честным, это наша фишка. Все преподаватели окончили Академию русского балета — учебное заведение номер один, о котором знают во всем мире. Я не хочу принизить педагогов Бишкекского хореографического училища, но у них уже есть работа. Кроме того, мы решили сделать ставку на возраст хореографов: если честно, я даже не рассматривал кандидатуры старше 45 лет. Хотелось, чтобы преподаватели были с детьми на одной волне.
Как Boeing стал пользоваться услугами молодого кыргызстанца — история успеха
— Охотно ли питерские хореографы откликаются на предложение работать в Кыргызстане?
Станислав: Вы же понимаете, что это вопрос в основном финансовый. Мы размещаем вакансию на специальной площадке, где ищут работу артисты балета. Они присылают нам резюме, и мы выбираем. Обычно на одну вакансию откликаются хотя бы 10 человек.
Кандидатов-мужчин я не рассматриваю: тут же Азия, свои правила. Например, во время выполнения девочками шпагата Екатерина иногда придерживает их за попы. Надо исключить такие моменты с мужчиной, хотя среди них есть очень хорошие педагоги.
— Екатерина, а как вы решились уехать в далекий Кыргызстан?
Екатерина: Если честно, стереотипов было много, потому что до поездки я имела весьма поверхностное представление о стране. Меня даже пугали: мол, увезут в горы, и не вернешься! Я на всякий случай купила обратный билет, чтобы можно было сразу вернуться домой, если что-то не понравится. Но, прилетев сюда, поняла, что Кыргызстан — самая красивая страна, где я была. Я так влюбилась в местную природу, что каждую неделю ходила в горы.
Второе открытие — конечно же, еда. Чтобы научиться готовить лагман, я записалась на кулинарные курсы. Теперь стала на пару килограммов больше!
— Насколько я знаю, в балете жесткие правила, и для артистки очень важны определенные параметры: хрупкое телосложение, длинная шея... Фигура азиаток имеет свои особенности. Как они "вписываются" в балетные требования?
Екатерина: Если мы говорим о европейском балете, то азиаткам, наверное, сложнее туда попасть, так как у европейцев более длинные руки и ноги. Зато ваши девушки очень гибкие. Здесь гораздо легче добиться, чтобы ученица села на шпагат или прогнулась.
Еще я долго не понимала, почему дети не могут втянуть колени. Потом мне объяснили, что у азиаток просто такое строение ноги.
Мне было стыдно перед туристами за поведение работников отеля — кыргызстанец
— Жизнь балерин показана во многих фильмах. Там они получают травмы и постоянно морят себя голодом. Родители не боятся отдавать своих детей на балет?
Екатерина: У некоторых родителей есть такие страхи, но все, чего мы требуем, — дисциплина, посещаемость, форма, убранные волосы. Мы не следим за набором веса учениц, не заставляем их взвешиваться. Однако, если ребенок очень крупный, ему будет сложно вставать на полупальцы или прыгать. При этом у нас не такая серьезная нагрузка, как в хореографическом училище, риск травмы сведен к минимуму.
— У балерин красивые, но очень обтягивающие наряды. Вас никогда не просили одеть девочек более "закрыто"?
Станислав: Нет, наверное, в нашу студию не приходят такие родители, для которых короткая пачка или слишком открытый купальник — это проблема, хотя абсолютное большинство учениц из азиатских семей.
Иногда приводят девочек в хиджабах, но никаких проблем с ними нет. Мы и сами хотим, чтобы дети смотрелись красиво.
Это был ужас! Мне пришлось жить в самом страшном районе Берлина — кыргызстанка
— Мне запомнился случай, который произошел очень давно: в Бишкек приехала известная российская балерина Анастасия Волочкова и заявила, что в нашем театре танцевать невозможно — линолеум совсем не приспособлен для балета. Она купила новый на свои деньги и подарила театру. А вообще, оборудовать зал для этого вида искусства очень дорого?
Станислав: Да, накладно. К примеру, наш профессиональный линолеум обошелся примерно в миллион сомов. Он многослойный, а под ним ДСП и поролон. Очень важно, чтобы пол амортизировал, иначе из-за прыжков у детей будут проблемы с позвоночником.
— Расскажу вам еще об одном случае. Директору нашего Театра оперы и балета пришлось оставить должность, потому что он разрешил провести в здании турнир по компьютерной игре Dota. Некоторых ситуация сильно оскорбила: мол, Dota в стенах храма искусства — это кощунство.
Екатерина: А почему люди оскорбились? Артистов попросили не выходить на работу? Отменили репетиции? Забрали суточные?
— Да нет… Все было в свободный день, и театру заплатили за аренду.
Екатерина: Тогда это странно — турнир же был не в ущерб работе. Наверное, для общественности должно быть более оскорбительно, когда артисты-"лебеди" танцуют на корпоративах, потому что им нужно как-то зарабатывать...
Станислав: Знаете, тут есть удивительный момент. Если мы хотим провести отчетный концерт для детей, то пользуемся сценой "Сейтека". Она нам очень нравится, но хочется, чтобы концерт все-таки состоялся в Театре оперы и балета.
К сожалению, ценовая политика театра меня сильно удивляет. Хотя я обратился в то время, когда сезон был закрыт и спектаклей все равно не было, за аренду запросили баснословные деньги... По-моему, лучше заработать хоть что-то, чем совсем ничего. Тем более, это был не турнир по Dota, а бесплатный детский отчетный концерт.
Я отказался от "выгодного" тепличного бизнеса — бишкекчанин об индустрии еды
— Станислав, вы ведь давно связаны с Кыргызстаном. Как за эти годы изменилась сфера искусства в стране?
Станислав: Если сравнивать с 1990-ми годами, то сейчас в бишкекских театрах много зрителей, молодежи. Единственное, что меня всегда поражало, это когда приходишь на спектакль, в котором три акта и два антракта, и после каждого перерыва людей в зале становится все меньше.
Однако видно, что в искусство стали вкладывать больше средств. В лучшую сторону изменились декорации, костюмы. Думаю, балет в Кыргызстане развивается, и меня это радует: у вас замечательная страна, мне очень нравится здесь работать.