МИД КР исполнилось 76 лет. Sputnik Кыргызстан публикует неизвестные истории из жизни кыргызстанских дипломатов. В этот раз мы побеседовали с детьми первых дипломатов советской Киргизии.
Во время Второй мировой войны начала формироваться Организация Объединенных Наций. С 4 по 11 февраля 1945 года работала судьбоносная Ялтинская конференция — главы союзных государств антигитлеровской коалиции Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль решали судьбу послевоенного мироустройства. Тогда же и был поднят вопрос создания ООН. Сталин, проявив дальновидность, еще в 1944 году начал создавать во всех 15 союзных республиках министерства иностранных дел. Главной целью было то, чтобы советских государств было больше в Организации Объединенных Наций и СССР играл бы главную скрипку в ней. 17 марта 1944-го в Киргизской ССР начало работать Министерство иностранных дел. В этом году республика отметила 76 лет своей дипломатической службы. В связи с этим Sputnik Кыргызстан публикует истории из жизни отечественных дипломатов.
Первая ласточка. Закон Турдукулов (1928-1974)
О первом дипломате-кыргызе Законе Турдукулове рассказал его сын Феликс.
— Мой отец одним из первых представителей кыргызской молодежи окончил отделение английского языка факультета иностранных языков Киргизского государственного университета. В 1956 году партийное руководство, заметив его организаторские способности, назначило отца первым секретарем исполнительного комитета комсомола города Фрунзе.
В 1957 году он участвовал в VI Фестивале молодежи и студентов в Москве, и там тоже высоко оценили его умение быстро находить общий язык с иностранными делегациями и организаторские способности.
В 1958-м для подготовки к дипломатической работе он был направлен на полугодовую стажировку в Московский государственный институт международных отношений и МИД СССР. В том же году на шесть месяцев его отправили на учебу в Лондон, где он существенно улучшил знание английского языка.
В 1959 году отца назначили третьим секретарем посольства СССР в Ираке, и таким образом он стал первым среди кыргызов советским дипломатом и первым дипломатом-кыргызом на Ближнем Востоке.
В Багдаде местный переводчик в течение года учил отца арабскому языку. Несмотря на загруженность в посольстве, чтобы углубить знания в фарси, он устроился простым работником в одну из типографий Багдада. Через год отец стал свободно говорить и писать по-арабски. Он также обзавелся широкими связями среди разных слоев населения этой страны и своим неустанным трудом вносил большой вклад в налаживание отношений между двумя государствами.
Руководство, оценив такие успехи, досрочно присвоило ему дипломатический ранг второго секретаря МИД СССР. Отец продолжал глубоко изучать внутреннюю и внешнюю политику Ирака, а также ежедневно по своим каналам добывал важные для работы сведения. Он также самостоятельно обрабатывал и отправлял аналитическую информацию в Москву.
7 ноября 1961 года отец в посольстве СССР в Багдаде устроил прием в честь очередной годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции. Тут надо пояснить, что согласно протоколу и практике мировой дипломатии такие приемы обычно проводят только послы, а у отца не было такого ранга. Тем не менее ему было оказано доверие.
В общей сложности отец в Ираке проработал около пяти лет. Тогда же он начал писать научный труд о социально-экономическом положении этого ближневосточного государства. Позже руководство МИД СССР предложило ему должность посла в Республике Того (Западная Африка), но в связи с семейными обстоятельствами он был вынужден отказаться от этого предложения.
Наследие Рахманинова. Полот Искаков (1931-2015)
Представляем вашему вниманию отрывок из книги мемуаров Чрезвычайного и Полномочного Посланника СССР Полота Искакова "Дипломат Советского Союза. Тридцать лет на дипломатической службе".
"В 1958 году я окончил геолого-географический факультет Киргизского государственного университета. Сначала поработал в Центральном комитете комсомола Киргизской ССР, куда меня позвал Закон Турдукулов. В 1961-м руководство послало меня в Высшую дипломатическую школу при МИД СССР, где я проучился три года на отделении французского языка.
Так, однажды в приемную посольства пришел проживающий в Тунисе русский белоэмигрант. В свое время он был личным секретарем великого русского композитора Сергея Рахманинова. Мужчина хотел передать в музей СССР некоторые его дневники, рукописи, фотографии и ноты. По просьбе эмигранта я посоветовался с послом, потом этот бесценный архив приняли и отправили в Москву. Так наследство великого Рахманинова вернулось на родину". (Сергей Рахманинов умер в 1943 году в США, похоронен на кладбище Кенсико возле Нью-Йорка. — Ред.).
Роль Раззакова. Талгарбек Сарбанов (1927-2005)
Представляем вниманию читателей воспоминания третьего секретаря Постоянного представительства СССР при ООН и первого секретаря посольства СССР в Мексике Талгарбека Сарбанова.
"В 1957 году я работал в Ошском областном комитете комсомола и в одну из командировок приехал во Фрунзе.
Меня вызвал тогдашний глава Киргизской ССР Искак Раззаков. Он предложил мне работу в МИД СССР. Тогда в советской дипломатии не было кыргызов. Раззаков сказал: "Немедленно вылетай в Ош, посоветуйся с женой и вечером дай ответ". По прибытии домой я также посоветовался с руководителем Ошской области Борисом Павловичем Яковлевым.
Он сказал: "Сынок, такое бывает раз в жизни. Немедленно соглашайся на предложение Раззакова". На следующий день я отправил телеграмму.
Раззаков и Борис Павлович дали мне путевку в дипломатию. В Высшей дипломатической школе МИД СССР я окончил отделение испанского языка. Таким образом, я стал первым кыргызстанским дипломатом, который работал в Северной и Южной Америке.
Встреча двух соратников. Шаршеналы Усубалиев (1923-2006)
Дочь известного деятеля культуры, представителя всесоюзного объединения "Совэкспортфильм" в Арабской Республике Египет Шаршеналы Усубалиева — Гульнара рассказала интересную историю, связанную с дипломатической работой ее отца в Египте.
— Между отцом и главой Киргизской ССР Турдакуном Усубалиевым были натянутые отношения. Поэтому его перевели в Москву в распоряжение кадров ЦК КПСС. С того момента началась дипломатическая карьера отца. В 1970-1971 годах он работал во всесоюзном объединении "Совэкспортфильм" старшим консультантом по странам Азии и Африки. Одновременно проходил специальную стажировку для работы за рубежом. Для этого его специально обучили английскому языку и азам дипломатии. В 1971-1977 годах отец был представителем всесоюзного объединения "Совэкспортфильм" в Египте. Он был свидетелем того, как Сирия и Египет, объединившись, воевали с Израилем. Эта кровопролитная война была приостановлена благодаря усилиям СССР и США.
В 1976 году умерла моя мать Паиза Дадабаева, но, несмотря на это, отец проработал еще год в Египте. В память о своей работе там он написал книгу "Нил боюндагы жаңырык" ("Эхо на берегах Нила") на кыргызском языке. В 1977 году был назначен заместителем председателя Госкино Киргизской ССР.