Углубляющийся внутриполитический кризис сделает США еще более опасными для внешнего мира — глобалистски настроенный истеблишмент, взявший реванш у националиста Трампа, будет наверстывать упущенное на мировой арене, попытается переключить внимание американцев с внутренних проблем на внешние, да и вообще раненый зверь будет непредсказуем.
Подобные прогнозы, как пишет обозреватель РИА Новости, в последнее время все чаще можно слышать в России. Все они исходят из того, что Соединенные Штаты — это не просто сверхдержава, а мировой гегемон, у которого пока нет конкурентов, и любые проблемы в Америке аукаются всему миру так, что мало не покажется. Поэтому, хотя нам и на руку кризис в США, радоваться тут особо нечему, а нужно готовиться к новым испытаниям — вплоть до того, что перейдут в наступление на нас на всех фронтах.
В чем-то эта позиция близка (хотя и с противоположным знаком) тем паническим настроениям, которые начала раздувать часть атлантических элит сначала после победы Трампа, а потом и после "штурма Капитолия": о ужас, Америка сначала отказывается от бремени глобального лидера и защитника демократии во всем мире, а потом и сама погружается в хаос! Кто же теперь будет поддерживать мир во всем мире и продвигать человечество по пути глобализации? Кто остановит набирающие силу Китай, Россию и прочие страны, угрожающие демократическим завоеваниям и всему построенному Западом миропорядку?
Представления о том, что Америка всегда была если не мировым лидером, то мессианским и очень влиятельным государством, не выдерживают проверку историей. Это очень молодое государство — через пять лет ему исполнится четверть тысячелетия. И ровно половину своей короткой истории оно занималось собственными проблемами. Будучи взбунтовавшимся дитя Европы, США занимались своим Новым светом и только в конце XIX века решились отобрать у самой слабой на тот момент из европейских колониальных держав, Испании, ее карибские и азиатские владения (Кубу и Филиппины). С началом XX века Соединенные Штаты вышли на мировой простор — и благодаря участию в двух европейских и мировых войнах превратились в гегемона сначала западного мира, а потом замахнулись и на глобальное господство.
В последние полвека происходило постепенное перерождение США из национального государства в базу для осуществления проекта глобального господства атлантической (что шире англосаксонской) наднациональной элиты. Хотя многое играло на руку глобализаторам (включая и внезапный, исторически не предрешенный развал СССР), их проект не сработал. При этом на пути строительства нового Вавилона США (точнее, то, что приняло их форму) добились впечатляющих успехов на мировой арене — в военной мощи, финансовом, идеологическом и кадровом влиянии, причем за очень короткое по историческим меркам время (меньше века). Но теперь они точно так же — и гораздо быстрее — все потеряют. Да, сейчас многим это трудно представить: нужно быть русским или китайцем, чтобы понять, как быстро все может измениться.
А тот же Китай не менялся территориально — но из разделенной внутри и полувассальной страны превратился в сильнейшую экономику мира. То есть вернул себе положение, в котором находился тысячелетиями. Однако в условиях глобализирующегося (благодаря все тем же атлантистам) мира Китай уже не будет замкнут в себе и самодостаточен — он вышел на мировой простор, и его не остановить.
Соединенные Штаты теоретически могли бы сохраниться и после нынешнего кризиса. Нужно было просто признать невозможность односторонне управляемой глобализации, отказаться от роли гегемона и перейти к концерту мировых держав, одновременно занявшись восстановлением собственной инфраструктуры и экономики, то есть укреплением национального государства. Именно к этому и вел Трамп — во многом интуитивно, но верно.
Однако глобалистски настроенным американским элитам нет дела до США как государства — точнее, они готовы легко поменять его внутреннюю начинку с белым протестантским ядром на многонациональную и бесформенную массу, прообраз единого человечества без рас и пола. Но построить такое общество — еще более утопичная идея, чем подчинить все многообразие мировых цивилизаций единому центру управления и единой модели развития. Поэтому исторически Штаты даже как государство обречены — если, конечно, у националистов не хватит сил на реванш. В отличие от Китая, России, Германии и других государств, у США нет не только корней, но и цементирующего их государствообразующего народа — и даже его имитацию они сейчас уничтожают. А без стержня не может быть никакого устойчивого государства, не говоря уже о мировом гегемоне.
При этом на словах администрация Байдена, конечно, будет демонстрировать оптимизм и мессианство — проведет "саммит демократий", будет укреплять "атлантическую солидарность", собирать единый фронт против Китая, давить на Россию (одновременно заигрывая). Но результативность всех этих мер будет очень низкой, а отношение к Соединенным Штатам в мире — все более спокойным. Мир окончательно убедился в том, что "американский век" заканчивается, причем не только на мировой арене, но и в самих США.