За минувший год в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) существенно выросли цены на продукты.
Если сравнить цены января этого года с январем 2020-го, то в целом на территории союза больше всего подорожали сахар (на 56,9 процента), картофель (33,5) и подсолнечное масло (29,5).
Почему взлетели цены на продукты и когда можно ожидать прекращения их роста, читайте в материале Sputnik.
Виновата не только пандемия
О ситуации в экономике стран ЕАЭС сообщила недавно помощница председателя ЕЭК Ия Малкина.
"Да, в январе не все смогли выйти в плюс, последствия пандемии дают о себе знать, только у Беларуси ВВП вырос на 1,3 процента. С конца 2020-го в странах ЕАЭС наблюдается разная динамика экономической активности. Напомню, что по итогам прошлого года спад ВВП наблюдался во всех государствах союза, но очевидно, что постепенно экономическая активность будет возвращаться к исходному уровню", — заявила Малкина.
Как отмечает экономический обозреватель Сергей Домнин, на все экономпроцессы, конечно, в первую очередь повлияла пандемия.
"Многие страны приняли решения, которые усложняли или ограничивали ведение внешней торговли. В результате сложилась ситуация, когда спрос превышает предложение, что спровоцировало дальнейший рост цен", — сказал Домнин.
Однако, отмечает эксперт, помимо пандемии, которая отразилась на экономиках всех стран, у каждой товарной группы есть свои причины роста цен.
Рынок сахара в ЕЭАС является олигопольным — его контролирует относительно небольшое количество крупных игроков, которые "обслуживают" много покупателей, объясняет старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Дмитрий Офицеров-Бельский. По его мнению, резкий рост цен на сахар, обусловленный отсутствием конкуренции, должен привлечь внимание антимонопольщиков.
По карману жителей Казахстана ударили цены на куриные яйца — за год рост составил 26,2 процента.
"Подорожание яиц в Казахстане, как, впрочем, и в России, объясняется вспышкой птичьего гриппа — многие производители были вынуждены ограничить производство и забить часть поголовья. Как результат — дефицит курятины и яиц, а также последующий рост цен", — объясняет Сергей Домнин.
Белорусам дороже стали обходиться свежие фрукты. Цены на этот товар взлетели на 17,6 процента. По словам доктора экономических наук, профессора Ирины Новиковой, подорожание фруктов вызвано дефицитом дешевой рабочей силы в Европе.
"Беларусь закупает фрукты в Испании и Италии. Производители в этих странах сейчас не могут нанять рабочих из Румынии или Молдовы из-за закрытых границ. Они вынуждены нанимать местных граждан, которые готовы работать только за более высокие зарплаты", — рассуждает Новикова.
Одна из подорожавших категорий продуктов в Кыргызстане — мука. За год ее стоимость увеличилась на 16,5 процента. Глава Комитета мукомолов при Союзе предпринимателей республики Рустам Жунушев связывает повышение цен с закрытием в стране перерабатывающих комбинатов.
"Последние пять лет многие перерабатывающие производства простаивают. С 2015 года по сегодняшний день из 65 комбинатов осталось 30, но из них работают всего восемь. Вследствие того что комбинаты простаивают, у нас перестали сеять продовольственную пшеницу. На 100 тысяч гектаров сократились посевные площади", — объясняет Жунушев.
По его словам, сейчас Кыргызстан на 90 процентов зависит от импортного сырья и завозит пшеницу из Казахстана и России. Повышение цен в первую очередь вызвано ростом курса доллара и рубля. В январе прошлого года американская валюта стоила чуть больше 69,5 сома, в начале 2021-го доллар подорожал уже до 84,79.
Что будет дальше?
Сдерживать рост цен могло бы усиленное взаимодействие антимонопольных служб стран ЕАЭС, считает Дмитрий Офицеров-Бельский.
"Что касается серьезного снижения выросших цен, то сейчас для этого нет условий. Но тут очень многое будет зависеть от грядущего урожая. Например, аналитики прогнозируют хороший урожай зерновых в этом году, в том числе в Казахстане. Это дает надежду на профицит масличных культур, что повлечет снижение цен на масло", — заявил Сергей Домнин.
В Кыргызстане, чтобы избежать дальнейшего роста цен, бизнес-сообщество пошло на уступки.
"Мы провели переговоры с торговыми сетями, поставщиками и пришли к соглашению, что на муку первого сорта, растительное масло и формовой хлеб будут держать минимальную маржу", — отмечает Рустам Жунушев.
Кыргызстанские производители муки первого сорта заложат в прибыль лишь 5 процентов, и торговые сети будут делать накрутку тоже около 5 процентов.
"Ранее торговые сети накручивали у нас ретро-бонус, то есть от суммы поставки нужно было еще кешбэк им возвращать. Норму с ретро-бонусом убрали на три месяца, чтобы для населения цена на продукты была приемлемой", — объясняет Жунушев.
Как рассказала Ия Малкина, по оценкам Департамента макроэкономической политики ЕЭК, в I квартале текущего года восстановление деловой активности будет наблюдаться в России и Казахстане.
"В Беларуси и Кыргызстане ожидается стабилизация, а в Армении, наоборот, дальнейшее падение деловой активности. Так, согласно данным, представленным экспертами, в январе 2021-го по сравнению с декабрем 2020 года потребительские цены на товары и услуги в целом выросли на 0,7 процента. Рост главным образом произошел за счет значительного увеличения цен на продовольственные товары, в частности на картофель, свежие овощи и фрукты. Такая тенденция характерна для всех государств союза", — объяснила Малкина.
Однако, по ее словам, есть и положительная динамика.
"В январе 2021 года производство сельскохозяйственной продукции во всех государствах ЕАЭС по сравнению с аналогичным месяцем 2020-го увеличилось на 0,9 процента. Так, во всех странах увеличилось производство молока. Наибольший рост отмечен в Казахстане (3,8 процента) и Беларуси (3,1). В Кыргызстане и Казахстане также увеличилось производство скота и птицы", — заключила Ия Малкина.
Напомним, что членами ЕАЭС являются Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.