В докладе SIPRI Россия имеет четвертый по размеру оборонный бюджет и уверенно занимает второе место в мире по версии рейтинга военной мощи Global Firepower. Этот парадоксальный "перекос" свидетельствует о высоком качестве государственного управления, правильной стратегии военного строительства и об эффективности российского ОПК.
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), Российская Федерация в 2020 году потратила на военные расходы 61,7 миллиарда долларов и заняла четвертое место в мире. При сохранении планетарной тенденции к росту военных расходов — на 2,6 процента — Россия в 2020 году потратила на 6,6 процента меньше утвержденного оборонного бюджета. Ранее, в 2019-м, военные расходы РФ составили 65,1 миллиарда долларов, заметно снижение расходов в минувшем году на 3,4 миллиарда. Безудержная милитаризация целью Москвы не является — обороноспособность должна быть разумной и достаточной.
При относительно скромном военном бюджете Россия в мировом рейтинге военной мощи Global Firepower традиционно занимает второе место после США, Китай — на третьей позиции, Индия — на четвертой, а Великобритания в первую пятерку не входит (8-е место). Российский парадокс больших успехов при меньших затратах объясняется правильной стратегией военного строительства, эффективностью государственного управления и национального оборонно-промышленного комплекса (ОПК), разработками высокотехнологичных вооружений. Любопытно, что Global Firepower ставит военный бюджет РФ только на 11-ю ступень, это объясняется разными методиками расчетов. Необходимо иметь в виду, что военные расходы страны включают все затраты правительства на вооруженные силы, включая зарплату (денежное довольствие), закупку вооружения и военной техники, военное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, управление и тыловое обеспечение. Расходы на вооружение составляют меньшую часть от общего объема военных расходов.
Разумеется, не все военные расходы прозрачны, объективность рейтинга SIPRI относительна, а суммы с шестью-девятью нулями напрямую с боеготовностью войск не коррелируются. Так, военные расходы стран НАТО в 2020 году составили свыше триллиона долларов — в 25 раз больше, чем у России. При этом западная коалиция с позором покидает Афганистан, не добившись победы над талибами за 20 лет боевых операций.
Постсоветское пространство
За исключением России, военные расходы стран СНГ выглядят достаточно скромно и в таблице располагаются на значительном удалении от лидеров.
Российская стратегия военного строительства — наилучший результат за наименьшие средства — успешно проецируется на постсоветском пространстве. Москва помогает союзникам вооружением — по внутрироссийским ценам, а некоторые образцы поставляет безвозмездно. Напомню, в ранее опубликованном докладе SIPRI об экспорте оружия в 2016–2020 годах России отведено второе место в мире после США. Это своего рода трансформация военных расходов в доходы и коллективную систему безопасности СНГ (ОДКБ).
Беларусь получает от России широкий спектр вооружений. Ранее Минобороны республики заявило о подготовке контракта на закупку зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400. Для ВВС и войск ПВО закуплены четыре зенитных ракетных дивизиона ЗРК С-300ПС. Ранее Беларусь получила восемь комплектов С-300ПМУ-1, четыре ЗРК "Тор-М2" (батарея) и партию ракет к ним (по контракту 2017 года). Значительная часть поставок — льготные или безвозмездные.
Армении бесплатно передали два дивизиона ЗРК С-300 (в рамках формирования Объединенной системы ПВО СНГ). Страна стала первым в мире импортером четырех российских ракетных комплексов "Искандер-Э" (и 25 ракет), приобрела 12 истребителей Су-30СМ, совершенные зенитные ракетные комплексы "Бук-М1-2", "Тор-М2КМ", "Оса-АК" и тяжелые огнеметные системы ТОС-1А "Солнцепек". Москва поставляет оружие Еревану по внутрироссийским ценам, а также помогает государственными кредитами общим объемом 300 миллионов долларов. Разумеется, всякое оружие — лишь инструмент, который требует умелых рук. Знания и опыт — дело наживное и менее затратное.
Как бы то ни было, сегодня и в обозримой перспективе многие страны вынуждены бороться с внутриполитической нестабильностью — на грани гражданской войны или противостоять международному терроризму в формате военных операций. Все это предопределяет дальнейший рост расходов на оборону.