БИШКЕК, 23 июн — Sputnik. Вопросы, связанные с влиянием "мягкой силы" и народной дипломатии на общественно-политические процессы в Кыргызстане, обсудили эксперты. Дискуссия состоялась в рамках онлайн-конференции, организатором которой выступил Клуб региональных экспертов "Пикир".
Участники мероприятия поделились мнениями о том, какие цели и задачи решают геополитические игроки путем применения "мягкой силы" в республике, обсудили агрессивные и конструктивные методы использования этого инструмента, а также рассмотрели "мягкую силу" как элемент информационных войн.
Президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения "Альфа" в КР Юрий Погиба в своей речи затронул концепцию возникновения "мягкой силы".
"Этот термин определили еще в 1980-х годах, концепция легла в основу внешней политики США. Однако важно понимать, что это не застывшая система, в Америке она трансформируется в концепцию "умной силы" — гибрида "мягкой" и "жесткой" сил", — рассказал он.
Применение "мягкой силы", в том числе в Кыргызстане, — тема актуальная на протяжении длительного времени, отметил директор Кыргызского национального информационного агентства "Кабар" Кубан Таабалдиев.
"Мягкая сила" — это влияние внешнеполитических игроков на кругозор, ментальность, внутриполитические процессы в государстве. Что касается стран Центральной Азии, то рано говорить, что подобное влияние умеет успех и "мягкая сила" всегда приводит к желаемому результату. Кыргызстан выделяется среди государств региона, так как сюда пытаются внедриться многие политические силы, которые хотят, чтобы республика следовала определенному курсу", — подчеркнул он.
Эксперт по вопросам безопасности Таалайбек Джумадылов также отметил, что КР — точка, где пересекаются интересы ведущих мировых геополитических игроков.
"Мягкая сила" подразумевает влияние и на другие области — культуру, религию, средства массовой информации. Все эти инструменты направлены на формирование позитивного имиджа и продвижение геополитических интересов. Кыргызстан в этом отношении является перекрестком: здесь пересекаются интересы крупных геополитических игроков", — заявил Джумадылов.
Сможет ли Кыргызстан сам стать центром "мягкой силы", порассуждал политолог, сопредседатель "Пикира" Игорь Шестаков. По его словам, республика остается объектом для применения "мягкой силы": кто-то помогает, кто-то "ставит эксперименты", кто-то пытается показать свои геополитические амбиции.
"Много говорилось о подходах со стороны США: мы, наверное, уже устали быть "вечными учениками", когда "учитель" постоянно недоволен тем, что мы что-то недоделали в демократических преобразованиях. У нас есть свой путь, и это главное. Чтобы Кыргызстан сам смог стать центром "мягкой силы", нужен системный и комплексный подход", — подчеркнул Шестаков.
Он заключил, что в любом случае страна должна исходить из национальных интересов и не становиться заложником чужих политических игр.