Национальные экономики стран — участниц ЕАЭС восстанавливаются от последствий пандемии значительно быстрее, чем ранее прогнозировали в Евразийском банке развития. Однако этому процессу угрожают всплеск инфляции, фиксируемый во всем мире, а также геополитическая нестабильность и санкции.
Какие риски для евразийского пространства создают эти факторы и что ждет экономику стран ЕАЭС — в материале Sputnik.
Экономическая "весна"
По итогам II квартала 2021 года экономики России и Казахстана достигли допандемийного уровня. На положительные темпы роста в начале II полугодия выйдет экономика Кыргызстана. Сильная восстановительная динамика отмечается в Армении и Таджикистане. Такой вывод содержится в макроэкономическом обзоре Евразийского банка развития (ЕАБР), представленном в среду, 7 июля.
Исходя из такой динамики, прогнозируемый рост обобщенного ВВП стран — участниц ЕАБР на 2021 год был повышен на 0,7 процентного пункта — до 4 процентов. Подобный пересмотр, объясняют экономисты, преимущественно связан с улучшением оценки роста ВВП России (с 3,3 до 4,1 процента).
Прогнозы банка по росту экономики Казахстана сохранились на прежнем уровне (4 процента в 2021 году) из-за действующих пандемийных ограничений. Без изменений остались прогнозы по Кыргызстану (3,9 процента) и Таджикистану (6,1). По мнению специалистов, позитивное влияние соседей перекроет низкий уровень трудовой миграции.
Двумя главными стимулирующими факторами для стран — участниц ЕАБР в докладе обозначены усиление экономической активности в мире и повышение стоимости ключевых экспортных товаров, прежде всего нефти. В банке предполагают, что к концу года нефть российской марки Urals будет стоить в районе 64 доллара за баррель (средняя цена в январе-июне составляла 63 за баррель. — Sputnik).
Туманное будущее Беларуси
В 2022 году, согласно базовому сценарию ЕАБР, экономика России вырастет на 2,2 процента, Казахстана — на 4,4 (при условии полного снятия всех санитарных ограничений). Увеличение объемов денежных переводов ускорит рост ВВП Кыргызстана (до 5,2 процента), Армении (до 4,7) и Таджикистана (до 7,8).
Однако в отношении Беларуси прогнозы специалистов менее оптимистичные. По их мнению, в 2022 году ВВП республики останется на уровне нынешнего. Причина — высокая степень политической неопределенности.
"Санкции, скорее всего, скажутся на экспортном потенциале страны, инвестиционном климате и на потребительской активности. Мы предполагаем сокращение поставок нефтехимической продукции и снижение доходов от экспорта услуг воздушного транспорта", — заявил руководитель центра странового анализа дирекции по аналитической работе ЕАБР Алексей Кузнецов.
Обратная сторона восстановления
Масштабное подорожание товаров и повышение инфляции — неизбежный результат быстрого восстановления мировой экономики, подчеркивают авторы доклада. Так, в мае промышленные металлы выросли в цене на 60 процентов по сравнению с ценами до пандемии. Нефть в июне торговалась выше 70 долларов за баррель — последний раз так дорого она стоила весной 2019 года.
В странах — участницах ЕАБР инфляция движется в рамках общемирового тренда: с декабря 2020-го по май текущего года ее средний уровень по региону повысился с 5,6 до 6,6 процента. На росте цен сказались удорожание сырья, ослабление национальных валют в прошлом году и усиливающийся спрос при ограниченном выборе поставщиков, замечают в банке. Однако добавляют, что влияние всех перечисленных факторов со временем ослабнет.
В результате к концу этого года инфляция в регионе снизится до 5,6 процента. По прогнозу экономистов, в Армении она составит 5,4 процента, в Беларуси — 8,7, в Казахстане — 6,7, в Кыргызстане — 7,7, в России — 5, в Таджикистане — 7,4 процента. В 2022-м инфляция может уменьшиться до 4,1 процента.
"Повышающаяся инфляция не несет серьезных рисков, но потребует "подстройки" бизнеса, поскольку центробанки могут повысить процентные ставки, а коммерческие — повысить ставки кредитования. Предприятия будут вынуждены брать более дорогие кредиты и решать: перекладывать ли новые издержки на потребителей, повышая цены на продукцию, или покрывать их самостоятельно", — объясняет старший аналитик центра странового анализа дирекции по аналитической работе ЕАБР Айгуль Бердигулова.
Нацвалюты оглядываются на США
В нынешнем году курсы национальных валют стран — участниц ЕАБР поддерживают высокие мировые цены на нефть и металлы. Если они не снизятся, то средний курс российского рубля к доллару по итогам года прогнозируется около 73,2 (в 2022-м — 71,8), а казахстанского тенге — 423 за доллар (в 2022-м — 428).
Однако этот благоприятный сценарий может существенно "испортить" инфляция. Если ее уровень в США и в дальнейшем сохранится на уровне 5 процентов, то национальный регулятор может ужесточить монетарную политику, что усилит отток капитала с рынков развивающихся стран (куда входят страны ЕАЭС и Таджикистан. — Sputnik).
В таком случае среднегодовые курсы национальных валют государств, входящих в ЕАБР, ослабнут к доллару на 0,3 процента в 2021 году, в 2022-м — на 2,5, в 2023-м — приблизительно на 4 процента, заключают авторы доклада.