C 12 июля при первичной регистрации автомобиля, ввезенного в Кыргызстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, стало обязательным наличие свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (ТС).
Что это за документ, где его можно получить и сколько надо потратить? Sputnik Кыргызстан поговорил со специалистами госучреждения "Унаа" и собрал ответы на вопросы, которые возникли у автолюбителей после прочтения этой новости.
Что это за документ?
Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства — документ, который подтверждает, что конструкция машины или другого транспорта соответствует требованиям актуальных норм безопасности.
Тогда же в КР открыли диагностические лаборатории, которые все это время проверяли импортные авто на безопасность. Свидетельство о безопасности конструкции входило в перечень обязательных документов, которые необходимы для первичной регистрации автомобиля, импортируемого из стран вне Евразийского экономического союза.
Однако в декабре 2020 года правила регистрации изменили: кыргызстанцам, "пригнавшим" машины не из стран ЕАЭС, разрешили не проводить лабораторную экспертизу авто на безопасность конструкции. Процедуру оставили обязательной только для юридических лиц и физлиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
С апреля нынешнего года в стране стали разворачивать систему электронного паспорта ТС. Это делается в рамках соглашения стран ЕАЭС, где прописано, что на территории союза будет действовать единая система учета и контроля транспортных средств. Она позволяет отследить всю историю машины c момента изготовления или ввоза в ЕАЭС до утилизации или вывоза. Для первичного формирования электронного паспорта авто необходимы сведения, которые указываются в свидетельстве о безопасности конструкции.
На этом фоне в июне вернули прежний вариант нормы о свидетельстве, убрав из нее примечание, согласно которому документ нужен только юрлицам и ИП.
Кому нужно свидетельство?
Документ необходим при первичной регистрации автомобиля, ввезенного в Кыргызстан из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза.
Как получить документ?
Свидетельства выдают испытательные лаборатории, которые имеют соответствующую аккредитацию и входят в специальный реестр ЕАЭС. Такие есть в Бишкеке, Оше и Таласе. Для удобства граждан лаборатории расположены рядом с территориальными отделениями госучреждения "Унаа". В столице работают две: возле авто-ЦОНа на улице Чокана Валиханова и возле отдела "Унаа" на рынке "Риом-авто".
Они полностью сверяют транспорт с приложенными документами — таможенно-приходным ордером, VIN-кодом и другими. Далее автомобиль отправляют на полный осмотр: эксперты проверяют блокировку, ремни, аптечку, огнетушитель, шины, люфт рулевого управления, выхлопную систему, фары и, конечно же, тормозную систему.
Что, если машина "провалит" осмотр?
Если эксперты лаборатории не признают авто безопасным, они сообщат об этом владельцу и выдадут ему заключение, в котором будет указано, по каким параметрам машина не прошла экспертизу. Как показала практика, неполадки в автомобилях обычно устраняют заранее.
Сколько стоит экспертиза?
Раньше базовая стоимость экспертизы для легковых авто составляла 3 300 сомов, но сейчас цену снизили наполовину — до 1 650.
Почему в других городах нет лабораторий?
Что будет, если не получить свидетельство?
Фактически без свидетельства о безопасности конструкции вам откажут в регистрации автомобиля. В Министерстве цифрового развития сообщили, что без такого документа транспортное средство нельзя эксплуатировать на дорогах, продавать, сдавать в аренду и проводить с ним другие действия.