Напомним, что 2 августа Акаев прилетел в Бишкек для проведения следственных действий и выяснения других вопросов, имеющихся у правоохранительных органов. Сейчас он "активно сотрудничает со следствием". Ранее в отношении Акаева было вынесено уведомление о подозрении в коррупции при заключении генерального соглашения по проекту "Кумтор" в 1992 году, внесении в него изменений в 1994-м, а также при реструктуризации генерального соглашения с компанией "Камеко" в 2003 году.
Ниже полностью приведен текст речи Акаева:
"Уважаемые кыргызстанцы! Дорогие соотечественники! Я хотел бы обратиться к вам и рассказать о причинах, побудивших меня вернуться на родину.
Находясь вдали от родины и наблюдая за событиями, происходящими вокруг "Кумтора", особенно за решительными мерами, принимаемыми после октябрьских событий 2020 года, я не мог оставаться в стороне.
Невзирая на то что в Кыргызстане я привлечен к ответственности и был объявлен в розыск, я приехал, чтобы дать показания по делу "Кумтора".
С первых дней пребывания в Кыргызстане я ежедневно ходил на допросы и давал следователям показания. Мне было задано очень много вопросов, показано большое количество документов, содержащихся в уголовном деле.
После обретения Кыргызстаном независимости передо мной, как перед президентом страны, стоял ряд важных стратегических задач. Это и создание собственной национальной валюты, национальной финансовой системы, и обеспечение ее постоянным надежным источником золотовалютных ресурсов, которым могло стать золото Кумтора.
Кыргызстан ожидал намного большей экономической выгоды от этого проекта. К сожалению, не все получилось так, как нам хотелось.
Со дня подписания генерального соглашения по "Кумтору" кыргызская сторона шла на многочисленные уступки, в том числе на нарушения в интересах канадской стороны в ущерб национальным интересам.
Одним из таких фактов является незаконное освобождение правительством Кыргызстана корпорации "Камеко" от налогов, в том числе за пользование природными ресурсами, при подписании генерального соглашения в 1992 году, а также передача управления проектом "Кумтор" канадской стороне. В результате кыргызская сторона осталась не только без дивидендов, но и без крупных налоговых поступлений в бюджет республики.
Считаю, что это является не только преступной ошибкой правительства. Это и моя ошибка как главы государства, поскольку я принимал решение по проекту "Кумтор", слепо доверяя правительству и полагая, что при подписании генерального соглашения интересы Кыргызстана были полностью учтены.
А самой главной моей ошибкой является дача согласия правительству Кыргызстана на реструктуризацию проекта "Кумтор" в 2003 году. Когда изучалось предложение корпорации Cameco о реструктуризации проекта "Кумтор", я, как президент страны, ставил правительству задачу войти в новую публичную компанию Centerra только в случае справедливого распределения долей.
Уважаемые сограждане! Я искренне прошу прощения за допущенные мною ошибки. За то, что не оправдал надежд кыргызского народа по проекту "Кумтор". Отсутствие должного контроля с моей стороны за правительством позволило канадским инвесторам получить полный контроль над рудником "Кумтор", который извлекает для себя огромную прибыль, оставляя для Кыргызстана мизерные дивиденды и нарастающие из года в год экологические проблемы.
Учитывая все это, я полностью сотрудничаю со следствием и продолжу это делать. Но как гражданин Кыргызской Республики и как бывший президент чувствую вину за допущенные мною ошибки и еще раз хочу искренне извиниться перед вами".