Будем расхлебывать
Когда-то Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) называли бесполезной структурой, форматом, который был создан для разрешения пограничных споров между среднеазиатскими государствами и Китаем, а затем изжил себя.
Сегодня не так.
"Нельзя никоим образом допустить, чтобы кто бы то ни было обращался к нам с нравоучениями. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы внешние силы под каким-либо предлогом вмешивались во внутренние дела стран региона. Важно твердо придерживаться собственной модели роста, учитывающей национальную специфику каждого государства — члена объединения. Будущее нашего развития должно всегда быть в наших руках", — отметил в Душанбе глава Китая Си Цзиньпин.
Во многом значимость организации усилилась благодаря Соединенным Штатам, которые, как верно отметил президент России Владимир Путин, только что сбежали из Афганистана, бросив там оружие, союзников и оставив страну в состоянии полного хаоса, являющегося идеальной питательной средой для радикализма и исламизма.
А с угрозами теперь должны справляться соседи Афганистана — как непосредственные (Иран, Китай, Таджикистан, Узбекистан), так и региональные (Россия, Индия). То есть страны — участницы ШОС или те, кто (речь об Иране) в ближайшее время вступит в организацию. Даже Пакистан, имеющий весьма тесные контакты с "Талибаном"*, не может ощущать себя в безопасности, поскольку ситуация в Афганистане рискует перейти в состояние неуправляемого хаоса.
И тут у ШОС есть выбор. Можно попытаться сделать упор на двусторонние контакты с Афганистаном, дабы извлечь для себя какие-то выгоды, да еще и за счет интересов партнеров (например, Китай может "отжать" облюбованные Индией при прежнем афганском правительстве месторождения, а Узбекистан добьется особых условий для узбекской общины Афганистана за счет таджикской).
Но можно поступить и по-другому — скооперироваться и выступить единым фронтом на переговорах с талибами.
Разные хотелки и общие интересы
Этот второй вариант выглядит гораздо предпочтительнее, ведь при наличии ряда субъективных экономических интересов и внешнеполитических пожеланий (например, Индия и Пакистан желают использовать Афганистан как инструмент в своем двустороннем конфликте) общие интересы стран — участниц ШОС в отношении Афганистана, по сути, едины.
Кроме того, для России и Ирана остро стоит вопрос об афганском наркотрафике. И дело даже не в том, что он идет через эти страны в Европу, — значительная часть остается в странах-транзитерах и потребляется тамошними жителями. И даже применяемая в том же Иране смертная казнь для наркоторговцев не помогает справиться с наркотизацией государства. Бороться нужно и можно лишь на местах, ограничивая объемы экспорта из Афганистана. Не прекращая (будем все-таки реалистами), а именно ограничивая. А для этого тоже нужно договариваться с талибами.
А странам ШОС есть что предложить "Талибану", в частности, дипломатическое признание и экономические проекты. По словам президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, Ташкент намерен заняться привлечением Афганистана к региональным экономическим проектам в рамках ШОС.
"Мы также готовы оказывать посильную помощь в решении актуальных гуманитарных и экономических проблем, с которыми столкнулся Афганистан. Учитывая уже имеющуюся инфраструктуру и логистические возможности Казахстана, предлагаем организовать в Алматы гуманитарный хаб ШОС для доставки международной помощи Афганистану", — сказал в свою очередь президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Однако, по мнению экспертов, все дипломатические и экономические "плюшки" должны быть доступны талибам лишь после того, как они не на словах (сейчас руководители "Талибана" много говорят и о защите китайских инвестиций, и о недопущении превращения их страны в "террористический отель"), а на деле докажут свою готовность учитывать интересы стран — участниц ШОС.
* Террористическая организация, деятельность которой запрещена в Кыргызстане, России и ряде других стран