Внешнеполитические итоги 2023 года — КР в центре региональной и мировой политики

© Фото / пресс-служба кабинета министров КР / Эргеш ЖусубалиевФлаги стран СНГ. Архивное фото
Флаги стран СНГ. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан, 1920, 03.01.2024
Подписаться
Каковы перспективы Кыргызстана во внешней политике, какие значительные события произошли в ушедшем году и как они повлияют на будущее страны — об этих и о других итогах 2023-го размышляет обозреватель Sputnik.
Динамичная внешняя политика на двустороннем и многостороннем треке, четкая региональная и международная позиция по наиболее важным вопросам мировой политики, а также приверженность стратегическому партнерству с ближайшими союзниками — таковы, если говорить коротко, итоги внешнеполитической деятельности Кыргызстана в 2023 году. И она по праву может считаться самой активной за последние 10-15 лет.
Конечно, важно принимать во внимание и общие международно-политические тенденции 2022–2023 годов, которые сместили центр мировой политики в Евразию, где разворачиваются самые драматические события последних десятилетий, связанные не только с военным конфликтом на Украине и попытками изоляции России, но и с беспрецедентным давлением на ее наиболее близких союзников и партнеров, в числе которых Кыргызстан. Однако нужно констатировать, что приоритеты внешней политики КР не изменились. Укрепление стратегического партнерства с Россией — это серьезный актив двусторонних отношений в минувшем году и, безусловно, в последующие. Не менее важным останется стратегическое партнерство с Китаем, чье значение в торгово-экономическом, инфраструктурном развитии Кыргызстана и Центральной Азии в целом трудно переоценить.
Уровень отношений Кыргызстана с Турцией, государствами Евросоюза, США и другими странами наглядно демонстрирует, что прошедший год не изменил принципов многовекторной политики республики. Кстати, само понятие "многовекторность" уже утратило практическое значение и перешло в разряд декларативных. Произошло это по чисто прагматическим причинам: если пресловутая многовекторность не в состоянии обеспечить базовые нужды любого государства в экономическом, торговом и энергетическом планах, термин просто будет выпадать из употребления. Очевидно, международные отношения в 2024 году могут и вовсе попрощаться с таким определением.
Интеграционные процессы в Центральной Азии в рамках консультативных встреч в 2023-м пока не превратили ее в единый, целостный регион, пронизанный торгово-экономическими, транспортными и иными связями. Да, двусторонние связи Кыргызстана с другими государствами ЦА были успешными, решение проблемных вопросов с соседями оставалось безусловным приоритетом внешней политики. При этом неразвитость интеграции в рамках региона с лихвой компенсировалась успехами в рамках ЕАЭС, СНГ, а также других форм многостороннего сотрудничества — ШОС, ОДКБ, ОТГ, включая форматы отношений "Центральная Азия +". Впрочем, позитивный в целом для внешней политики Кыргызстана год имел и свои особенности.
Саммит с главами стран СНГ в Бишкеке - Sputnik Кыргызстан, 1920, 13.10.2023
Саммит СНГ в Бишкеке
Самые яркие моменты и важные заявления на саммите СНГ в Бишкеке — обзор

Бишкек как центр региональной и мировой дипломатии

Министерство иностранных дел КР, как и другие государственные ведомства, в 2023 году успешно прошло проверку самой максимальной нагрузкой за последние десятилетия: официальный визит президента РФ Владимира Путина, саммит глав стран СНГ, встреча глав правительств ШОС, заседание Межправительственного совета ЕАЭС и Межпарламентской ассамблеи СНГ... Все эти мероприятия провели в довольно сжатые сроки с максимальной концентрацией содержательных решений для обширного евразийского пространства и превратили Бишкек в центр евразийской дипломатии.
Обсуждение вопросов экономики, политики, безопасности, культуры и образования, определение контуров будущего развития Евразии не исключали и тем мировой повестки. Так, на саммите глав стран СНГ было принято заявление о международных отношениях в многополярном мире. В экспертном сообществе Центральной Азии уделили незаслуженно мало внимания этому заявлению, хотя оно коротко и емко обозначило приверженность государств Содружества формированию устойчивого многополярного миропорядка, в основе которого лежит соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права. Кыргызстан же тем самым обозначил свое участие в процессе создания более справедливого мирового порядка, учитывающего сохранение культурно-цивилизационной самобытности государств в противоположность западному видению "порядка, основанного на правилах" (которые там определяют сами) и его разрушительной либеральной повестке.

Внешний актор

Справедливости ради отметим, что активный дипломатический сезон в Кыргызстане начался с саммита "Европейский союз — Центральная Азия", который прошел в Чолпон-Ате. На фоне высоких ожиданий Запада относительно поддержки республиками ЦА санкций против России он закончился лишь тем, что стороны согласились проводить регулярные встречи для дальнейшего диалога. Ослабленный поддержкой войны на Украине, страдающий от разрыва энергетических связей с РФ и подчиненный американской воле Евросоюз что-то конкретное Центральноазиатскому региону предложить так и не смог. Аналогичный практически нулевой результат подтвердили визит президента ФРГ в Казахстан и Кыргызстан, а также последовавший вскоре саммит "Центральная Азия — Германия".
Напомню, что самым ожидаемым событием была встреча "С5+1" (платформа для диалога стран ЦА и США), которая прошла на полях 78-й сессии Генассамблеи ООН. Она же стала самым большим внешнеполитическим разочарованием: даже Вашингтон посчитал, что в нынешних условиях у государств региона практически невозможно просить поддержки в политике изоляции России. Идеи американцев о Центральной Азии, более независимой от РФ и Китая, и вовсе звучали тихо. Да, для Кыргызстана отношения с США, равно как и с Евросоюзом, были и останутся в числе важных направлений внешнеполитической деятельности. Бишкек демонстрирует сбалансированную внешнюю политику, открытость для диалога и сотрудничества со всеми странами, но только если они основаны на принципах взаимной выгоды. До тех пор, пока Соединенные Штаты и ЕС будут преследовать только свои интересы, о взаимовыгодном сотрудничестве говорить будет трудно.
Флаги Кыргызстана и Таджикистана. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан, 1920, 23.11.2023
ОДКБ приветствует прогресс между Кыргызстаном и Таджикистаном по вопросу границ

Интеграция в ЦА и кыргызско-таджикский диалог

Несмотря на активные события на внешнеполитическом контуре, региональная повестка в 2023 году оставалась для Кыргызстана одним из приоритетов. Бишкек возлагал большие надежды на реализацию проектов в рамках консультативной встречи лидеров стран Центральной Азии. В частности, на саммите в Душанбе президент КР Садыр Жапаров предложил проект создания регионального центра по внедрению в регионе энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, что позволило бы обеспечить рациональное использование водных и энергетических ресурсов. Но если проекты в области водных ресурсов требуют совместных продолжительных усилий с результатами на долгосрочную перспективу, то важным следствием этого саммита стало постепенное восстановление дружественных и партнерских отношений с Таджикистаном, которые ранее были омрачены регулярными конфликтами на границе.
Мир между странами — пожалуй, самое важное достижение прошедшего года в кыргызско-таджикском диалоге. За этот год обе стороны сделали шаги, результатом которых стал значительный рывок в решении судьбы спорных участков на границе. На сегодня согласовано практически 90% кыргызско-таджикских рубежей, что позволяет говорить о постепенном восстановлении мирных, добрососедских отношений между народами и государствами. Это на самом деле несет в себе огромный потенциал, который может оказать влияние не только на двустороннем, но и на региональном уровне. К примеру, на такие важные аспекты, как сотрудничество в сфере водных ресурсов, ведь в обеих республиках формируются основные водные источники ЦА. Речь также об экономическом взаимодействии, в частности, о расширении пространства ЕАЭС за счет Таджикистана, о перспективе которого уже который год рассуждают эксперты. Все это может стать предметом обсуждений в 2024-м.

О тенденциях в новом году

Итоги внешней политики Кыргызстана в ушедшем году создали прочную основу для уверенного внешнеполитического курса страны в году наступившем. А с учетом экономического роста все это может позволить ставить и более амбициозные задачи для МИД. Не исключено, что активная дипломатия республики в 2023 году будет сконцентрирована на решении практических задач регионального характера: это вопросы эффективного использования водных ресурсов, транспортные проекты, связанные с новыми мультимодальными коридорами в Евразии, участие в решении проблем региональной безопасности.
Ожидается, что тема безопасности Афганистана в этом году будет иметь особую актуальность — как с учетом желания правительства страны активно участвовать в региональных делах (Центральная и Южная Азия), так и принимая во внимание попытки внешних сил использовать афганские террористические и экстремистские группировки для дестабилизации региона.
Хотелось бы, чтобы наступивший год прошел в Центральной Азии под знаком стабильности и развития, но необходимо быть готовым к любым изменениям ситуации, что всегда является наиболее верной стратегией.
Президент РФ Владимир Путин и президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан, 1920, 02.01.2024
Главные события кыргызско-российских отношений в 2023 году
Лента новостей
0