https://ru.sputnik.kg/20240322/transportnye-koridory-tsentralnaya-aziya-pritchin-1083637175.html
От пиратов до климата: почему маршруты через ЦА набирают популярность
От пиратов до климата: почему маршруты через ЦА набирают популярность
Sputnik Кыргызстан
Российский эксперт выделил ключевые аспекты в связи с растущей ролью Центральной Азии в мировой торговле. 22.03.2024, Sputnik Кыргызстан
2024-03-22T20:02+0600
2024-03-22T20:02+0600
2024-03-22T20:02+0600
центральная азия
россия
китай
казахстан
узбекистан
транспорт
логистика
геополитика
аналитика
интервью
https://sputnik.kg/img/07e8/03/16/1083644200_0:141:3140:1907_1920x0_80_0_0_c503abd3933e6a026640b0e57a7f73f3.jpg
Притчин: взгляд на развитие транзитного потенциала Центральной Азии
Sputnik Кыргызстан
Притчин: взгляд на развитие транзитного потенциала Центральной Азии
Почему Центральная Азия привлекает внимание крупных экспортеров? Какие вызовы и возможности возникают на пути? На эти и другие вопросы в интервью для радио Sputnik Кыргызстан ответил заведующий сектором Центральной Азии Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Станислав Притчин.— Почему транспортные коридоры через Центральную Азию привлекают все больше крупных экспортеров?— Транспортные коридоры являются одной из наиболее конкурентных и даже конфликтных областей для крупных игроков вокруг Центральной Азии. Исторически сложилось так, что регион стал ключевым звеном еще до формирования морских транзитных маршрутов, соединяющих Китай и Тихоокеанский регион с Европой. В настоящее время основной торговый поток идет морским путем, однако существует ряд проблем, таких как пиратство, экологические и климатические изменения, а также проблемы с Панамским коридором.Следовательно, всегда существовал спрос на альтернативные, более безопасные и надежные маршруты. Китайцы хорошо осознают значение Центральной Азии как сухопутного моста для торговли с Россией и Европой. Однако вопрос, через какие маршруты и страны будет проложен этот мост, остается открытым.— Какая страна в Центральной Азии наиболее успешно развивает свой транзитный потенциал?— Каждая страна стремится максимально эффективно использовать свои транзитные возможности. Казахстан занимает лидирующее положение среди наиболее перспективных транзитных стран. Во-первых, у него есть выход к Каспийскому морю, а во-вторых, длинная граница с Россией позволяет использовать российскую транспортную инфраструктуру из различных точек. Казахстан максимально эффективно использует свой потенциал, направляя грузы внутри страны и транзитом через Россию и Европейский союз.Для других государств Центральной Азии ситуация сложнее. Казахстан и Кыргызстан традиционно конкурируют за транзит товаров из Китая. Казахстан строит третий пункт пропуска к уже существующим переходам "Достык" и "Хоргос", чтобы максимально привлечь транзит. Кыргызстану важно сохранить свою конкурентоспособность в транзитном потенциале, учитывая значительный объем грузопотоков через страну из Китая.— Кыргызстан стремится стать ключевым транзитным узлом из Китая через строительство железной дороги в Узбекистан. Почему этот проект так медленно реализуется?— На мой взгляд, Кыргызстан занимает максимально прагматичную позицию, поддерживая любые проекты, проходящие через его территорию. Однако сложности с железной дорогой Китай — Кыргызстан — Узбекистан также связаны с тем, что Бишкек настаивает на своих целях по интеграции северной инфраструктуры в эту магистраль. В стране видят этот путь не только как эксклюзивный маршрут, но и как возможность для внутренних производителей. Эта позиция хоть и затрудняет переговоры, но является правильной.Китайские же партнеры преследуют свои интересы, стремясь обеспечить максимально короткий маршрутный коридор в Узбекистан для экспорта товаров. Кыргызстану предстоит брать кредиты для строительства своего участка этой железной дороги, поскольку основные затраты ложатся на его плечи. При этом ни Узбекистан, ни Китай не готовы рассматривать этот проект как совместное предприятие — каждый отвечает за свой участок.Изначально предполагалось, что Россия станет четвертым партнером в этом проекте, что могло бы значительно облегчить вклад Кыргызстана. Компетенции РЖД по строительству и инвестициям были на повестке дня. Это могло бы предоставить новые возможности и сделать российскую кредитную линию самой выгодной.Однако Китай предпочитает иметь контрольный пакет в крупных проектах, что усложняет ситуацию для Кыргызстана, если учитывать значительную долю китайских кредитов во внешнем долге страны. Из-за сложной международной обстановки у Кыргызстана ограничены возможности в поиске средств. Вероятно, стоит попытаться вернуться к формату подключения России в качестве партнера для Кыргызстана.— Россия перенаправляет свои газовые потоки. Могут ли они пойти в Центральную Азию?— Ведутся переговоры между Россией и Узбекистаном о создании "газового союза". Россия предлагает не только поставки газа, но и выступать оператором газотранспортной системы Узбекистана, подобно своей роли в Кыргызстане. Однако узбекское руководство пока не согласилось с этим, несмотря на положительный опыт Кыргызстана.Важно отметить, что добыча газа в Узбекистане снижается и за последний год этот тренд усилился. Основной рост был обеспечен за счет инвестиций российских компаний, таких как "Газпром" и "Лукойл", которые активно работают в республике. Это стратегические инвесторы, которые способствуют развитию производства и добычи газа.Следовательно, без участия "Газпрома" и учитывая текущие условия, развитие газотранспортной системы в Средней Азии, включая центр, представляется сложной задачей. Изначально рассматривалась поставка 2,8 миллиарда кубометров газа в Узбекистан, но сейчас речь идет уже о расширении возможностей до 11 миллиардов, а в будущем до 15-16 миллиардов кубометров.Что это значит для Кыргызстана? Появляются новые возможности для поставок российского газа через Узбекистан. Это также открывает возможности для "Газпрома" увеличить надежность поставок газа в страну, работая в газотранспортной системе Узбекистана. Однако следует учитывать необходимость развития инфраструктуры, так как большие объемы газа требуют соответствующей поддержки, включая строительство заводов, фабрик и ТЭЦ.Подобный опыт уже есть у Казахстана, где "Газпром" не только выступает как транзитер, но и инвестирует в развитие газотранспортной системы и энергетическую инфраструктуру. Россия остается ключевым партнером Центральной Азии как по экономике, так и по безопасности, а сейчас становится также важным инвестором и гарантом энергетической стабильности региона.
https://ru.sputnik.kg/20240315/evrosoyuz-centralnaya-aziya-ugroza-bezopasnost-1083432580.html
https://ru.sputnik.kg/20240307/centralnaya-aziya-transport-koridor-perspektivy-1083253521.html
центральная азия
китай
казахстан
узбекистан
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Тимур Осмонов
https://sputnik.kg/img/07e5/0c/08/1054900451_1394:210:2042:858_100x100_80_0_0_706bbe0b53f716ed5757d37ed3403dff.jpg
Тимур Осмонов
https://sputnik.kg/img/07e5/0c/08/1054900451_1394:210:2042:858_100x100_80_0_0_706bbe0b53f716ed5757d37ed3403dff.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e8/03/16/1083644200_205:0:2936:2048_1920x0_80_0_0_1d0ac50d57486e15dfa490e2d9f3891b.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Тимур Осмонов
https://sputnik.kg/img/07e5/0c/08/1054900451_1394:210:2042:858_100x100_80_0_0_706bbe0b53f716ed5757d37ed3403dff.jpg
центральная азия, россия, китай, казахстан, узбекистан, транспорт, логистика, геополитика, аналитика, интервью
центральная азия, россия, китай, казахстан, узбекистан, транспорт, логистика, геополитика, аналитика, интервью
От пиратов до климата: почему маршруты через ЦА набирают популярность
Тимур Осмонов
Корреспондент радио
Российский эксперт выделил ключевые аспекты в связи с растущей ролью Центральной Азии в мировой торговле.
Почему Центральная Азия привлекает внимание крупных экспортеров? Какие вызовы и возможности возникают на пути? На эти и другие вопросы в интервью для радио Sputnik Кыргызстан ответил заведующий сектором Центральной Азии Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Станислав Притчин.
— Почему транспортные коридоры через Центральную Азию привлекают все больше крупных экспортеров?
— Транспортные коридоры являются одной из наиболее конкурентных и даже конфликтных областей для крупных игроков вокруг Центральной Азии. Исторически сложилось так, что регион стал ключевым звеном еще до формирования морских транзитных маршрутов, соединяющих Китай и Тихоокеанский регион с Европой. В настоящее время основной торговый поток идет морским путем, однако существует ряд проблем, таких как пиратство, экологические и климатические изменения, а также проблемы с Панамским коридором.
Следовательно, всегда существовал спрос на альтернативные, более безопасные и надежные маршруты. Китайцы хорошо осознают значение Центральной Азии как сухопутного моста для торговли с Россией и Европой. Однако вопрос, через какие маршруты и страны будет проложен этот мост, остается открытым.
— Какая страна в Центральной Азии наиболее успешно развивает свой транзитный потенциал?
— Каждая страна стремится максимально эффективно использовать свои транзитные возможности. Казахстан занимает лидирующее положение среди наиболее перспективных транзитных стран. Во-первых, у него есть выход к Каспийскому морю, а во-вторых, длинная граница с Россией позволяет использовать российскую транспортную инфраструктуру из различных точек. Казахстан максимально эффективно использует свой потенциал, направляя грузы внутри страны и транзитом через Россию и Европейский союз.
Для других государств Центральной Азии ситуация сложнее. Казахстан и Кыргызстан традиционно конкурируют за транзит товаров из Китая. Казахстан строит третий пункт пропуска к уже существующим переходам "Достык" и "Хоргос", чтобы максимально привлечь транзит. Кыргызстану важно сохранить свою конкурентоспособность в транзитном потенциале, учитывая значительный объем грузопотоков через страну из Китая.
— Кыргызстан стремится стать ключевым транзитным узлом из Китая через строительство железной дороги в Узбекистан. Почему этот проект так медленно реализуется?
— На мой взгляд, Кыргызстан занимает максимально прагматичную позицию, поддерживая любые проекты, проходящие через его территорию. Однако сложности с железной дорогой Китай — Кыргызстан — Узбекистан также связаны с тем, что Бишкек настаивает на своих целях по интеграции северной инфраструктуры в эту магистраль. В стране видят этот путь не только как эксклюзивный маршрут, но и как возможность для внутренних производителей. Эта позиция хоть и затрудняет переговоры, но является правильной.
Китайские же партнеры преследуют свои интересы, стремясь обеспечить максимально короткий маршрутный коридор в Узбекистан для экспорта товаров. Кыргызстану предстоит брать кредиты для строительства своего участка этой железной дороги, поскольку основные затраты ложатся на его плечи. При этом ни Узбекистан, ни Китай не готовы рассматривать этот проект как совместное предприятие — каждый отвечает за свой участок.
Изначально предполагалось, что Россия станет четвертым партнером в этом проекте, что могло бы значительно облегчить вклад Кыргызстана. Компетенции РЖД по строительству и инвестициям были на повестке дня. Это могло бы предоставить новые возможности и сделать российскую кредитную линию самой выгодной.
Однако Китай предпочитает иметь контрольный пакет в крупных проектах, что усложняет ситуацию для Кыргызстана, если учитывать значительную долю китайских кредитов во внешнем долге страны. Из-за сложной международной обстановки у Кыргызстана ограничены возможности в поиске средств. Вероятно, стоит попытаться вернуться к формату подключения России в качестве партнера для Кыргызстана.
— Россия перенаправляет свои газовые потоки. Могут ли они пойти в Центральную Азию?
— Ведутся переговоры между Россией и Узбекистаном о создании "газового союза". Россия предлагает не только поставки газа, но и выступать оператором газотранспортной системы Узбекистана, подобно своей роли в Кыргызстане. Однако узбекское руководство пока не согласилось с этим, несмотря на положительный опыт Кыргызстана.
Важно отметить, что добыча газа в Узбекистане снижается и за последний год этот тренд усилился. Основной рост был обеспечен за счет инвестиций российских компаний, таких как "Газпром" и "Лукойл", которые активно работают в республике. Это стратегические инвесторы, которые способствуют развитию производства и добычи газа.
Следовательно, без участия "Газпрома" и учитывая текущие условия, развитие газотранспортной системы в Средней Азии, включая центр, представляется сложной задачей. Изначально рассматривалась поставка 2,8 миллиарда кубометров газа в Узбекистан, но сейчас речь идет уже о расширении возможностей до 11 миллиардов, а в будущем до 15-16 миллиардов кубометров.
Что это значит для Кыргызстана? Появляются новые возможности для поставок российского газа через Узбекистан. Это также открывает возможности для "Газпрома" увеличить надежность поставок газа в страну, работая в газотранспортной системе Узбекистана. Однако следует учитывать необходимость развития инфраструктуры, так как большие объемы газа требуют соответствующей поддержки, включая строительство заводов, фабрик и ТЭЦ.
Подобный опыт уже есть у Казахстана, где "Газпром" не только выступает как транзитер, но и инвестирует в развитие газотранспортной системы и энергетическую инфраструктуру. Россия остается ключевым партнером Центральной Азии как по экономике, так и по безопасности, а сейчас становится также важным инвестором и гарантом энергетической стабильности региона.