По итогам проверки на основе совместного проекта Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора при Минздраве и Министерства экономики "Уровень безопасности обслуживания в заведениях общественного питания" зеленый стикер, подтверждающий соответствие всем нормам, получил один ресторан, желтые (требуются незначительные улучшения) выдали 46 объектам общепита, а красные (требуются значительные улучшения) — 277.
Когда на нашем сайте появился материал о результатах проверки, некоторые читатели удивились тому, что зеленый стикер достался всего одному заведению. Многие задались вопросом, "где вообще теперь питаться", если столько кафе, столовых и точек фастфуда оказались в "красном" списке.
Чтобы разобраться в ситуации, мы побеседовали с санврачом отдела общественного питания ЦГСЭН столицы Майрам Иманкуловой.
— Скажите, раньше такие проверки проводили?
— Да, согласно закону, мы раз в год проверяем все заведения общественного питания, только списки не публикуем. При выявлении нарушений оставляем санитарное предписание, где указано, что нужно исправить.
— Почему зеленый стикер получил только один ресторан, а большинству достались красные?
— Этот ресторан оказался единственным среди проверенных, который полностью соответствует требованиям ЕАЭС. Зеленый стикер он получил не просто так — мы дали руководству месяц на устранение мелких недостатков и потом провели дополнительную проверку. То же самое было со всеми остальными точками общепита: сначала мы объясняли, что надо исправить, улучшить, давали на это время, а после приходили повторно…
Клиентам не надо сильно бояться красных стикеров: сегодня требования ужесточились, и некоторые объекты получили такие стикеры лишь потому, что у них, например, нет определенного цеха. Цель данного проекта — не отвадить народ от кафе, а просто улучшить качество обслуживания.
— Назовите, пожалуйста, критерии, по которым выдаются стикеры?
Если в заведении меньше 50 посадочных мест, необходимости в отдельных цехах нет: можно разделить на участки один. Если мест больше, должны быть цеха для обработки мяса, для обработки овощей и фруктов, для приготовления горячих блюд, для приготовления теста, кондитерских изделий. Кроме того, места для приготовления пищи и мытья посуды должны находиться отдельно друг от друга. В некоторых ресторанах данное правило не соблюдается, поэтому они получили красные стикеры.
Мы также берем пробы готовых блюд и водопроводной воды, которые отправляем в лабораторию; проверяем наличие санитарных книжек у сотрудников. Беспокоит тот факт, что среди официантов много студентов — как правило, они работают недолго, но хозяева некоторых кафе даже не требуют у них медицинские справки. А вдруг человек болен туберкулезом или гепатитом?
— В списке заведений, получивших красные стикеры, почему-то много кофеен.
— У них слишком много блюд в меню, но при этом мало цехов. Кофейни могут готовить только определенные блюда. Большинство точек быстрого питания тоже получили красные стикеры. Причину вы, наверное, и сами понимаете: во многих из них нет воды, даже руки помыть негде. Мясо сотрудники разделывают прямо на месте, овощи моют там же.
— В некоторых кафе, получивших красные стикеры, всегда полно народу, и блюда там вкусные…
— Во-первых, мы проверяем не объем и вкус блюд, а их безопасность для здоровья. Работаем по санитарным требованиям 1980–1990 годов, они жесткие. Поэтому многим достаются красные стикеры.
— Почему в список вошли не все бишкекские кафе и рестораны?
— А почему списка нет на сайте департамента?
— Он будет опубликован в конце года.
— Как часто его планируется обновлять?
— Хозяева кафе могут устранить недостатки, на которые им указали, и хоть через месяц, хоть через полгода прислать нам письмо с просьбой провести повторную проверку. По ее итогам мы выдадим желтый или зеленый стикер — в зависимости от степени улучшений.
— Вам предлагали взятки за желтый или зеленый стикер?
— Проверяющая комиссия принимает коллегиальное решение, поэтому говорить о взятках бесполезно. К тому же представьте, выдадим мы, например, зеленый стикер за деньги, а потом в этой точке общепита обнаружатся серьезные нарушения… Ответственность же будет возложена на нас!
— Один человек, называющий себя владельцем кафе, написал в Facebook, что кто-то из вашей комиссии предлагал зеленый стикер за деньги.
— Ему следовало открыто написать, хозяином какого кафе он является. Сейчас идет жесткая борьба с коррупцией, и мы такими делами не занимаемся.
— Один объект из списка получил и красный, и желтый стикеры. Как это понимать?
— Наверное, произошла техническая ошибка. Каждое заведение может быть только в одном списке.
— Почему нельзя сразу закрыть точки общепита, где сильно нарушаются санитарные нормы?
— Мы можем прикрыть их на время. Они объявляют санитарный день, устраняют нарушения и зовут нас. Мы проводим повторную проверку и, если все нормально, разрешаем открыться снова.
— А вы следите за стикерами? Хозяева заведений будут оштрафованы, если снимут их?
— Будете ли вы повторно проверять заведения, получившие зеленый стикер?
— Как я уже говорила, мы проверяем все объекты раз в год. В те, которые получили зеленый стикер, будем ходить раз в два года. Но если выявим там недостатки, можем выдать желтый и даже красный стикер.
— Что вы посоветуете сделать владельцам точек общепита, чтобы избежать красного стикера?
— Прежде чем открыть такое заведение, советую каждому предпринимателю проконсультироваться в специальном отделе нашего центра. У нас ежемесячно проводятся бесплатные занятия для работников сферы общественного питания, пусть приходят и участвуют.