В этом году в Кыргызстане дорожает автомобильное топливо. Так, нефтетрейдеры предупредили, что в марте цены вырастут на 6-7 сомов, и с начала месяца они действительно уже немного поднялись. Замминистра энергетики и промышленности заявил, что бензин подорожает на 7-10 сомов, а стоимость дизтоплива может вырасти почти на 5 сомов за литр. Правда, сроки он не обозначил, но сегодня рост цен продолжился.
Цены на продукты вырастут
По словам исполнительного директора Ассоциации плодоовощных предприятий Диляры Алимжановой, подорожание ГСМ "не очень хорошо отразится на ценах" на уже готовую продукцию.
"Расчеты пока не делали, на днях встретимся с нашими производителями и после этого сможем сказать предметно. Но по-любому цены вырастут из-за увеличения расходов. Это диктует здравый смысл, потому что есть доставка и развоз", — сказала Алимжанова.
Она отметила, что скорее всего подорожает и сырье. Большинство членов ассоциации работают на местный рынок, в частности, производят соки, маринады, варенья и салаты.
"Это не товары первой необходимости, но их достаточно активно покупают. Они станут менее доступными", — пояснила глава ассоциации.
На возможный рост цен из-за подорожания услуг доставки указал и председатель Комитета мукомолов Кыргызстана Рустам Жунушев.
"Подорожание энергоносителей, ГСМ, влечет за собой рост цен в том числе на продукты питания. Сейчас компании, которые занимаются доставкой, пересматривают тарифы, так как 90 процентов в них занимает горючее", — заявил Жунушев.
Он спрогнозировал небольшое повышение цен — примерно на 10-20 тыйынов — на муку и макароны, но отметил: если стоимость топлива будет и дальше увеличиваться, доставка может подорожать еще сильнее.
Бывший заместитель министра сельского хозяйства Торогул Беков рассказал о возможном росте стоимости отечественной сельхозпродукции.
"В производстве любой сельхозпродукции 25-30 процентов затрат составляют энергоносители. То есть из-за подорожания ГСМ цены на эту продукцию могут вырасти на несколько процентов", — объяснил он.
По словам Бекова, необходимо принимать следующие меры (причем некоторые нужно было принять еще зимой):
- весной ГСМ всегда дорожают, поэтому следовало приобрести их впрок в период низких цен;
- запрет на вывоз топлива из страны, который был введен в начале марта, должен строго исполняться;
- нужно обеспечить преференции нефтетрейдерам (например, отсрочки по выплате акцизного налога и погашению кредитов) и помогать им с привлечением средств на приобретение ГСМ; обязательное условие — продавать купленное таким образом топливо фермерам.
"Прямой связи нет"
У президента Ассоциации поставщиков КР Гульнары Ускенбаевой другое мнение.
"Напрямую к росту цен на продукты повышение стоимости ГСМ не приведет. Прямой связи нет. Траты на доставку — не самые основные наши расходы. В ближайшее время продукты из-за топлива не подорожают", — сказала Ускенбаева.
Она допустила, что из-за подорожания дизтоплива возможны проблемы у фермеров во время весенне-полевых работ.
Первый заместитель министра экономики и финансов Данияр Иманалиев подчеркнул, что не совсем корректно связывать рост цен на продукты с подорожанием ГСМ. Он напомнил, что из-за пандемии и проблем с урожаем растет стоимость некоторых биржевых товаров, таких как сахар и растительное масло. Власти работают над насыщением рынка нефтепродуктами, в частности, введен запрет на экспорт, а Госантимонополия будет мониторить цены на "горючку".
"В случае необоснованного роста цен на ГСМ будут применены государственные инструменты: фиксирование предельной цены или установление маржинальности (прибыльности)", — отметил Иманалиев.
На пресс-конференции в пресс-центре Sputnik Кыргызстан, посвященной росту стоимости продовольствия, замминистра перечислил меры, которые власти принимают для сдерживания цен.
"До 1 апреля планируем провести с Россией переговоры о возможности прямых поставок социально значимых товаров по ценам производителей", — заявил он.
Иманалиев также напомнил о мерах бизнеса по сдерживанию цен на продукты: недавно производители, поставщики и торговые сети подписали соглашение, которое снизило и зафиксировало цены на четыре вида продуктов — сахар, хлеб, муку и растительное масло.
А как быть с транспортом?
Президент Ассоциации операторов и перевозчиков полагает, что их услуги не подорожают.
"Ключевой момент — это спрос, клиенты не готовы к повышению. Можно поднять цены до небес, но тогда не будет спроса. Водители словно между молотом и наковальней... Пока мы не планируем никакого повышения. Некоторые водители ведут такие разговоры, но спрос является стабилизирующим фактором", — объяснил глава ассоциации.
Первый замминистра экономики и финансов Данияр Иманалиев отметил, что увеличение тарифов на проезд в общественном транспорте возможно только после проведения необходимых процедур, в том числе анализа регулятивного воздействия.
"Правительство и органы местной власти продолжат отслеживать ситуацию с транспортными услугами. Думаю, нельзя допустить необоснованного роста цен и необоснованных каналов связи между процессами", — подчеркнул Иманалиев.
Он уточнил, что столичная мэрия планирует закупить большие и комфортабельные автобусы.
Напомним, в начале года водители маршруток в столице устроили забастовку, потребовав повысить оплату за проезд до 20 сомов. После этого мэрия разработала три варианта решения вопроса. Анализ регулятивного воздействия должны рассмотреть в Министерстве экономики и финансов, потом документы передадут в Бишкекский городской кенеш.