Сегодня, 22 июля, на повестке дня Жогорку Кенеша значились четыре законопроекта, инициированные президентом:
"О местной государственной администрации" — акимы наделяются неприкосновенностью и большими полномочиями;
"О местном самоуправлении" — местные кенеши теперь теряют право выдвигать кандидатов на пост мэров и глав айыл окмоту. Это право предлагается передать акимам районов (в Бишкеке и Оше — главе кабмина);
"О государственной гражданской службе и муниципальной службе". О нем речи в парламенте не было.
Аким лучше знает, чем тысячи людей?
Еще до того, как началось обсуждение, один из законопроектов подвергся критике. Депутат Кенжебек Бокоев отметил, что недавно были избраны 8-9 тысяч депутатов местных кенешей. Все они наделены правом выбирать мэров и глав сельских управ на 4 года.
"Теперь — спустя месяц-два, как они были избраны, — мы хотим отобрать у них это полномочие", — возмущен Бокоев.
Он подчеркнул, что законопроект нарушает Конституцию, так как в ней есть четкое разделение на государственную власть и органы местного самоуправления. Их нельзя смешивать.
"Если жители не могут избрать мэра или главу айыл окмоту, получается, один аким становится лучше, чем народ всего района, чем тысяча депутатов",— добавил он.
Однако на этом список критических замечаний и возмущений не закончился, а ответы докладчиков — министра юстиции Асель Чынбаевой и ее заместителя Кынатбека Сманалиева — не удовлетворили депутатов.
Обманули депутатов?
Депутат Сайдулла Нышанов возмутился следующей нормой в законопроекте: если предложение президента по составу кабмина не пройдет трижды, то глава государства сам назначит членов кабмина.
Докладчики ответили, что такая норма имеется в Конституции и поэтому внесена в проект закона. Однако по требованию Нышанова замминистра юстиции зачитал отрывок из Конституции, и такого положения там не оказалось.
"В Конституции нет такого, пришел и обманывает нас", — раскритиковал его Нышанов.
Замминистра юстиции попросил концептуально поддержать законопроект в первом чтении, а предложения депутатов рассмотреть и внести ко второму чтению.
Нышанов сказал, что их обманывали, и потребовал прекратить это делать, а также заменить докладчиков. Позже вопрос замены докладчиков поднял и парламентарий Осмон Турдумамбетов.
Слово в защиту, или Просто докладчики волнуются
Полномочный представитель президента Анарбек Калматов согласился с Нышановым и предложил законопроект одобрить концептуально. Он пообещал, что поправки рассмотрят ко второму чтению. Позже полпред заметил, что докладчики немного волнуются, и попросил дальше рассмотреть проекты.
"Задавайте вопросы, уважаемые депутаты, и они придут в себя. Прошу, рассмотрите, уважаемые депутаты. Разработчики и так пришли, кого мы еще можем привести, сами подумайте", — примирительно обратился к депутатам Калматов.
Может, им сделать массаж?
Однако аргумент полпреда президента насчет волнения не убедил законодателей. Так, лидер фракции "Онугуу — Прогресс" Бакыт Торобаев сказал, что вопросы были элементарные. Кроме того, он отметил, что в Конституции написано, что акимов выбирает президент, а в другом законопроекте мэров Бишкека и Оша выдвигает председатель кабмина.
"Сделали статус мэров Бишкека и Оша ниже, чем статус акимов. Что это такое? Стыдно, что такие нормы пишутся", — заявил Калматов.
Следом и депутат Рыскелди Момбеков прокомментировал слова Калматова о волнении докладчиков.
"Что, позвать Токтайым Уметалиеву, чтобы рядом села и сделала массаж? Чего волноваться, простые же вопросы были", — высказался Момбеков.
Отметим, что днем ранее в Сети распространилось видео, как на заседании одного из комитетов общественный деятель Токтайым Уметалиева массажировала руки министру юстиции Чынбаевой.
Кастрация парламента
Некоторые депутаты предложили перенести обсуждение проектов законов. Так, Дастан Бекешев попросил эти важные вопросы рассмотреть на следующей неделе на отдельном заседании профильного комитета.
"На следующей неделе мы еще будем рассматривать во втором чтении проект закона о выборах. Не пойдет, если сейчас будем рассматривать целый день. В законопроектах действительно много ошибок. Хочу напомнить депутатам, что, когда приняли Конституцию, парламент себя кастрировал", — добавил Бекешев.
Министров в Красную книгу, или Путь к "Бригаде"?
Момбеков возмутился предложением, что членов кабмина, имеющих госнаграды, запрещено арестовывать на время следствия.
"Что это такое? У всех министров есть хотя бы почетные грамоты. Если ни одного нельзя арестовать, то как вы будете бороться с коррупцией? Предлагается членов кабмина привлекать только с согласия президента, а наших депутатов арестовываете без разрешения Жогорку Кенеша. Может, тогда кабинет министров внесете в Красную книгу? Нельзя ни словом, ни пальцем тронуть. Они что, последние экземпляры? Что это за министры? Ни одного не задержите", — возмутился он.
Момбеков подчеркнул, что этот законопроект нужно отозвать.
"Что это за закон? Пусть никто не читает его, а то будут смеяться одним местом", — сказал он.
Айсулуу Мамашова заметила, что с передачей законодательных функций кабмину и президенту все законопроекты стали напоминать лобби чьих-то интересов. Главный фактор при написании законов — интересы народа, а в этом проекте превыше всего будут интересы министров.
"Такое ощущение, что сидел человек, который когда-то мечтал стать министром и говорил: "Мне бы еще вот это, еще бы неприкосновенность, еще мороженое и пирожное", — заметила она.
Проект она охарактеризовала, как филькину грамоту.
Наталья Никитенко заметила, что хорошо, что сейчас депутаты дают правильную оценку, хотя и критическую.
"Это диверсионная попытка сломать систему госуправления, иначе назвать не могу. Парламент становится не только нотариальной конторой, он лишается всякого смысла и логики", — считает Никитенко.
"Даем иммунитет, создаются условия, чтобы сформировать, я не скажу, политическую элиту, а, условно говоря, свою бригаду. Свою вертикаль до акима, которая назначается и защищается. Создается неприкосновенная группа. Вы уверены, что она будет соответствовать профессиональным требованиям и ожиданиям народа? При этом снять практически никто не сможет на уровне местных кенешей и Жогорку Кенеша", — подчеркнула Никитенко.
На норму с госнаградами обрушился и депутат Аалы Карашев. Он напомнил, что все равны перед законом и если кто-то совершил преступление, то должен отвечать. Также он напомнил о норме, что "члены кабмина не могут заниматься предпринимательской деятельностью, занимать должности в коммерческой организации, за исключением случаев, предусмотренных законами".
"Не нужно такое. Член кабмина должен выбирать или быть министром или коммерсантом. Какая надобность в этой норме? Вы сами-то читали?" — спросил Карашев.
Чынбаева признала, что не все идеально в документе.
"Не все так, как хотелось. Есть отдельные вещи и упущения, но мы готовы совместно поработать, принять ко второму чтению и необходимые моменты урегулировать. Есть внутренние недочеты, и над этим мы поработаем", — ответила она.
Так кто же автор законопроекта?
Именно такой вопрос задал депутат Каныбек Иманалиев. Он несколько раз попросил назвать авторов проекта, но Чынбаева ответила: "Я знаю, что писали под руководством юротдела администрации президента с привлечением экспертов".
"Это не закон, а диагноз. Это деградация юридического сообщества. Впервые, будучи депутатом, вижу такой сырой законопроект", — заявил депутат.
Служебное жилье членам кабмина
Иманалиев напомнил, что предлагается выдавать бесплатное жилье членам кабмина, и спросил, сколько теперь нужно покупать квартир.
"Предполагается выдавать не просто жилье, а служебное жилье, и оно не подлежит приватизации", — ответила Чынбаева.
Иманалиев отметил, что такое жилье необходимо покупать у стройкомпаний, а это бюджетные деньги.
"Я с вами согласна, но это действующая норма, она существовала и ранее, но не исполнялась. Думаю, что с принятием законопроекта начнется работа по ее исполнению", — сказала она, пояснив, что добавился момент с запретом на приватизацию.
Депутат спросил, раз норма не исполнялась, зачем ее снова включили.
"Как показывает практика, у некоторых руководителей в Бишкеке нет жилья. Думаю, что государство обязано обеспечить жильем министров", — ответила Чынбаева.
Иманалиев в ответ напомнил, что у учителей и деятелей культуры тоже нет квартир. Он спросил, заложены ли средства на покупку жилья, и потребовал исключить норму.
Чынбаева ответила, что сделает уточнение по этому вопросу.
Просил власти — дали власть
Дастан Бекешев назвал законопроектом сырым и сказал, что даже концепцию тяжело поддерживать. В частности, он подчеркнул, что президент не вправе, а обязан осуществлять исполнительную власть, и это нужно прописать.
"Он же сказал, что берет на себя всю ответственность: дайте мне власть, а я вам улучшу жизнь. Власть дали, теперь надо улучшать жизнь граждан", — сказал Бекешев.
Немного о председателе кабмина
Бекешев несколько раз спросил, кто такой глава кабмина и каково его место в иерархии власти.
"Он является председателем кабмина и несет ответственность перед президентом за деятельность кабмина", — ответила Чынбаева.
"Здесь предполагается, что данный законопроект будет регулировать только его деятельность главы кабмина, а его деятельность как руководителя аппарата регулируется актами президента. Вот такой был замысел", — ответила Чынбаева.
"Такой замысел оставьте при себе. Это стыдно. Почему вы вещи, прописанные в Конституции, в законопроект не вносите? Нужно это все прописывать", — сказал Карашев.
Чем завершилось?
Депутаты неоднократно подчеркивали, что законопроекты сырые, и отмечали, что сегодня никто из парламентариев не поддержал их. Они напомнили, что если парламент проголосует против проектов, то их можно рассмотреть только через 6 месяцев.
В результате парламентарии подавляющим большинством голосов исключили три законопроекта из повестки дня, то есть отправили на доработку.