Скажу честно: изначально я отнеслась к написанию этого материала скептически. Ну чего мы не знаем об автомобильных пробках? Что дороги нужно расширять? Что надо ездить по правилам и строить развязки? Однако мои гости — кандидат технических наук Кубатбек Муктарбек уулу и его коллега, старший преподаватель КТУ Эрмек Кадыров — заговорили совсем о другом. Кстати, их единомышленник профессор Таалайбек Маткеримов на интервью прийти не смог.
Уже через пять минут после начала беседы я поняла, что от предложений ученых действительно может быть польза! Даже у нас. Даже без денег.
— Благодаря вам светофоры на двух перекрестках столицы (проспект Айтматова — улица Ахунбаева, проспект Жибек Жолу — улица Курманджан Датки) стали работать иначе. Что конкретно изменилось?
Кубатбек: Это не мы придумали, данная идея "работает" во всем мире. Она заключается в том, что на оживленных перекрестках, где поток людей в дневное время не иссякает (как у нас на Ошском рынке), зеленый сигнал для пешеходов гораздо короче, чем для водителей. То есть пешеходы и машины, которые едут параллельно, начинают движение одновременно, а потом загорается красный свет и люди стоят, тогда как автомобили могут беспрепятственно поворачивать. Так улица разгружается быстрее.
— Легко ли было внедрить эту идею?
Кубатбек: Стоило мне только заикнуться о ней, как началось: "Кубат, ты не понимаешь, жители Бишкека переходят улицу как бараны. Твоя система заработает только среди законопослушных граждан, которые переходят улицу исключительно на зеленый". Я отвечал: "Вы сначала обеспечьте людям логистику, а потом критикуйте".
Хотя не обошлось без проблем. На нас набросились коллеги из университета: "Что вы натворили? Пешеходы не успевают переходить дорогу! Они едва доходят до середины, как зеленый начинает мигать". А мы радостно отвечаем, что именно этого и добивались.
Есть в наших светофорах и другая хитрость: пешеходный зеленый мигает не 4 секунды, как обычно, а 9-10. Это для того, чтобы люди ускорили шаг и освободили полосу быстрее. Так делают во многих странах.
— Мэрия не раз публиковала очень красивые проекты многоэтажных развязок, которые можно будет построить по всему городу. Да, смотрятся они эффектно, но будет ли это работать?
Эрмек: Бишкекчане уже опоздали с такими развязками. Они требуют громадного пространства, а у нас все застроено и земли не хватает. К тому же это просто очень дорого. Мы еще не использовали все бесплатные способы "разгрузить" Бишкек — например, перенастроить светофоры в городе по нашей задумке можно, не потратив ни сома.
Мы подготовили все предложения по "карману" возле рынка, сделали расчеты, отдали в мэрию. Но кто-то вычеркнул наши рекомендации, и там решили построить дорогостоящий пешеходный мост! Он сделан из металла, а рядом проходит высоковольтная троллейбусная линия. Не дай бог, во время дождя произойдет короткое замыкание. Кто будет отвечать?! Внедрение наших идей не стоило бы больших денег, а тут тратятся миллионы, и никто не гарантирует эффективность.
— Есть ли у вас еще какие-то идеи, которые пошли бы на пользу городу?
Эрмек: Очень много вопросов вызывают наши пешеходные переходы. Прежде чем ступить на "зебру", пешеход должен установить с водителями визуальный контакт: мол, я иду, пропустите. Но, к сожалению, возле переходов часто припаркованы машины, и человека просто не видно.
Помните, в 2012 году возле медицинского факультета КРСУ на Льва Толстого насмерть сбили девушку? В память о ней мы установили на переходе стробоскоп, который предупреждает водителей: осторожно, идет человек! Он включается, когда пешеход нажимает специальную кнопку, а отключается автоматически. Аппарат работает на солнечных батареях и не потребляет электроэнергии. Что самое приятное, его создали наши умельцы.
Правда, мэрия отказалась устанавливать стробоскопы по всему городу: мотивируют это тем, что нет специальных ГОСТов. Но ведь в других странах такие приборы используют повсеместно!
Кубатбек: Если говорить о ГОСТах, то у нас и "зебру" в некоторых местах чертят неправильно. Вы видели такую разметку, где одна полоса белая, а другая — желтая? По правилам она вся должна быть белой, и только между полосами можно добавить желтые прямоугольники.
Эрмек: Кроме того, "зебра" должна быть лишь в тех местах, где движение не регулируется светофорами…
— А если я пойду по переходу на красный свет и меня собьет машина, водитель будет виноват?
Кубатбек: Нет, потому что всегда нужно подчиняться сигналу светофора. Но не все об этом знают. Пешеходы привыкли смело идти по "зебре", однако, если их собьет машина, они же будут неправы.
— В последнее время в столице стало больше светофоров. Это же хорошо, не так ли?
Кубатбек: Это все равно что играть в шахматы одними пешками. Есть же много других фигур: ферзь, конь, ладья… Так и здесь: вариантов много, но мы везде ставим светофоры. А ведь существует круговое движение! Взять, например, перекресток возле 4-й горбольницы. Сначала мы в качестве эксперимента поставили бетонные блоки, чтобы организовать круговое движение, а потом увидели результат — и сейчас там полноценный круговой перекресток.
Такой же можно сделать на пересечении улицы Чолпон-Атинской и проспекта Чуй. Там много земли, подобный перекресток впишется идеально. Этот вариант подойдет и для пересечения улиц Сухэ Батора и Юнусалиева.
— По поводу работы общественного транспорта тоже возникает много вопросов. Не раз звучало мнение, что, освободив город от маршруток, мы сделаем улицы "пригодными" для всех. Вы с этим согласны?
Эрмек: Мы провели масштабную работу по данному вопросу, просчитали эффективность. Действительно, автобусы для Бишкека куда предпочтительнее маршруток, если учитывать вместимость и то, сколько места они занимают на проезжей части.
Мы также провели опрос среди граждан на остановках города. Сделали две анкеты — для тех, у кого нет машины, и для автомобилистов.
Мы никогда не решим проблему пробок, потому что все горожане ездят на маршрутках, которые находятся в таком ужасном состоянии.
— Почему вам так трудно продвигать свои идеи?
Кубатбек: Могу рассказать вам одну историю. В 2000 году я наблюдал в Бремене (город в Германии. — Ред.) круговое движение по принципу "кто внутри кольца, тот и главный". Через два года я вернулся в Кыргызстан и начал убеждать всех, что нам это тоже необходимо.
Мы еще не исчерпали организационные способы разгрузить улицы и даже не начали работать в этом направлении. Не надо расширять дороги или строить мосты — давайте сначала хотя бы наладим работу светофоров. Бесплатно.