К свадебным фотографам я всегда относилась настороженно: наш отказался от работы прямо в день свадьбы. Пришлось судорожно искать нового. По слухам, Иван Попов выйдет на работу даже с горячкой. Вот и на интервью он пришел на десять минут раньше.
— Минут через десять придет наш фотограф Табылды Кадырбеков, он будет вас фотографировать.
— Да, я его знаю.
— И как, между нами, он нормально снимает?
— Он молодец, у него получаются шикарные снимки.
— По фейсбукам гуляет такая картинка: человеку стало плохо, и срочно понадобился врач. Но все, кто окружил пострадавшего, оказались фотографами. Это такой намек, что рынок перенасыщен людьми с зеркалками. Зачем вы в эту сферу сунулись?
— Я занимался дизайном, и мне захотелось чего-то нового. Но у нас, фотографов, конкуренция не такая большая. Из всех отечественных гуру снимков я уважаю работу лишь 20 процентов.
Беда в том, что многие фотографы делают те снимки, которые им закажут. Только немногие готовы лечь в лужу в новой рубашке ради того, чтобы на стене у молодоженов появилась сногсшибательная фотография.
— А вы знаете, я сегодня специально ярче накрасилась. Подумала, вдруг вы разглядите мои скулы какой-нибудь особой формы и позовете быть своей моделью.
— Я выбираю моделей среди тех, кто меня лайкает в инстаграме. Смотрю, кто больше лайкает, и если типаж мне подходит, то приглашаю девушку на фотосессию. Благо сейчас в социальных сетях выкладывают столько селфи в разных ракурсах и с разным макияжем, что я могу понять, какие фотографии можно сделать с этим человеком.
— Какими качествами должна обладать девушка, чтобы вы захотели ее пофотографировать?
— Артистичностью и послушностью. Я привык работать с непрофессиональными моделями и говорить им, что делать. Не буду работать с человеком, который со мной спорит. К примеру, девушка вбила себе в голову, что правая сторона ее лица несоизмеримо красивее левой. И как с ней работать?
Большинству идут верхние ракурсы, чтобы не было двойного подбородка и щеки не выпирали.
— Чтобы щеки не выпирали, надо меньше есть…
— Я же не могу так на съемке сказать. А вообще, я моделей нечасто фотографирую, я больше семейный фотограф.
— А почему вы решили фотографировать свадьбы? Денег там больше?
— И это тоже. Плюс на семейной съемке знаешь, что от тебя требуют. Тут важно показать любовь, искренность, тепло. В свадебный день я становлюсь для них лучшим другом.
— Часто ли к вам приходят клиенты со странными просьбами, которые претят вашей творческой мысли?
Я думаю, что креатив должен заключаться в том, чтобы найти необычное в обычном: искать новые ракурсы, наложить интересную цветокоррекцию.
Не надо пытаться сделать всю свадебную съемку смешной. Такая "забавная" фотография, повешенная на стенку, очень быстро надоест в отличие от романтичных снимков.
— А если жених и невеста категорически не согласны с вашим видением, то что?
— Я стараюсь найти консенсус. Но если реплики типа "не буду я фотографироваться носик к носику" звучат постоянно, то я тогда перестаю понимать, что я вообще тут делаю.
Важно выбрать фотографа не просто популярного, а который подходит именно вам!
— Недавно в соцсетях появилась статья, в которой какой-то известный свадебный фотограф сетовал на то, что гости на свадьбах всегда лезут со своими смартфонами и этим зверски мешают профессионалу выполнять свою работу.
— Я за то, чтобы запретить гостям проносить смартфоны на свадьбу! Хуже всего, мне во время работы дают еще десять телефонов с просьбой "снимите и мне тоже". К счастью, мой напарник берет на себя эту работу. Я стараюсь таким не заниматься.
Я друг только для молодоженов. Со всеми гостями я дружить не обязан.
— Мы, простые смертные, глядя на ваши ценники, хватаемся за сердце. Нам кажется, что запросить 300-400-1000 долларов за день съемки и тридцать снимков в итоге — это как-то не по-божески.
— Мы работаем так, чтобы на каждом этапе свадьбы были вау-фотографии. Везде: при подготовке, на выкупе, на регистрации, в ресторане.
— Видимо, и фотоаппарат у вас очень дорогой…
— Это вообще не влияет на стоимость. Такая техника, как у меня, есть практически у всех. Обидно, когда смотрят на хороший кадр и говорят: "Ой, у вас, наверное, камера хорошая". Я могу дать свою камеру любому и посмотреть, что получится.
Камера лишь помогает воплощать идеи. Просто чем дороже техника, тем больше у нее возможностей.
— А происходило ли что-то такое на свадьбе, что вам категорически не нравилось?
— Бывает, что молодожены живут в разных городах: жених из Бишкека, невеста из Токмока. Так вот, мы сначала едем в Токмок снять, как собирается невеста. Затем — в Бишкек на сборы жениха. Потом снова в Токмок забирать невесту.
Еще не нравится, когда в ресторане 400 гостей, которые долго говорят тосты, а потом объявляется антракт, и я, вместо того чтобы снимать кружащуюся в танце невесту, фотографирую людей, которые подходят поздравлять пару. И за это время молодожены не успевают ни поесть, ни потанцевать, ни присесть.
— Меня всегда этот процесс "забирания" невесты смущал. Редкий бишкекский подъезд может выглядеть достаточно красиво для эффектной фотосессии. Да и квартиры у многих молодоженов не всегда спроектированы именитыми дизайнерами…
— Сейчас люди поняли, что фотографии получаются в десятки раз красивее, если снимать их в отелях, а не дома. Даже денег на это не жалеют.
Конечно, мы можем снять и дома. Но такие фотографии не будут конкурировать с отельными. Они только для домашнего пользования. Я их нигде выставлять не буду.
— Я видела с сотню видео со свадеб. И знаете, что я заметила? Глазам невесты уделяется чуть меньше времени, чем ксеноновым фарам дорогого свадебного "Хаммера". А вас часто просят снять побольше понтов?
— Я так не снимаю. Колоритная "Волга" для меня интереснее, чем "Бентли". Понты уже всем надоели. Моя цель, чтобы люди, которые смотрят на фотографии, восхищались любовью молодых, а не тем, как они потратились.
Дорогое платье? Отлично! Хорошая прическа, макияж? Обязательно сниму. А кортеж? Кому он нужен! Пусть видеооператор снимает…
— Часто ли капризная невеста, получив фотографии, хватается за сердце и верещит, что только такой последний бездарь, как вы, мог снять ее, такую красивую, прибавив ей пару центнеров.
— Я внимательно слежу за реакцией людей, когда показываю им фотографии. И когда невеста тихим голосом говорит: "Хорошо, спасибо", это повод насторожиться. Потому что нет вау-эффекта.
А потом оказывается, что ей не понравилось, как ее накрасили, или то, что прическа немного развалилась. Конкретно к фотографу претензий обычно не возникает. Мне надо докопаться до истины и стараться не брать выпавшую прядь в кадр.
— Неужели нельзя прифотошопить нужное?
— Некоторые мелочи можно. Но бывает, что это выше моих сил. Иногда девушке наращивают ресницы так, что она глаза толком открыть не может. А глаза отфотошопить нельзя, это же индивидуальная черта.
— А часто ли вас просят сделать те фотографии, которые всем до смерти надоели?
— Даже кадр "невеста на ладони" просили сделать где-то полгода назад. Кому-то нравится. Есть и те пары, которым непременно надо сфотографироваться на фоне Вечного огня или театра оперы и балета.
— А насколько они подходят для съемки?
— Вечный огонь не подходит совсем. Неудачное освещение, нет переднего и заднего планов. Часто бывает, что там встречается 3-4 свадьбы. Тогда вообще кошмар!
Театр оперы и балета в этом плане гораздо интересней. Когда нет времени куда-то ехать, он спасает. Там и архитектура с балкончиками, ступеньками и колоннами, есть газон, деревья.
— Какое есть еще подходящее место, помимо площадки у театра, которая всем давным-давно приелась?
Сейчас открываются и разные студии. В Москве, например, стараются в интерьерных студиях работать.
Можно сфотографироваться в дорогом отеле. Если непогода, то можно снять внутри. Еще хорошо снимки получаются в горах. У нас шикарная природа.
— Я лично за студию. Вот для меня лично как-то странно смотрится девушка в юбке, с кольцами и корсетом, с залитой лаком головой на фоне гор и камней. У вас не возникает чувства дисгармонии?
— Мне нравятся противоположность, контраст красоты невесты и красоты природы. Природа — это конкурентное преимущество перед другими фотографами, например из Москвы, которые привыкли только архитектуру снимать, в студиях работать. У нас ведь всего километр от города, и все, ты в раю!
— А есть ли у вас совет для молодоженов, чтобы фотографии получились идеальными?
— Скидывайте все организационные вопросы на друзей! Чтобы невесте не пришлось ждать, пока жених договорится о том, какой крем будет в торте.
Еще постарайтесь выдержать свадьбу в одной цветовой гамме. Это смотрится очень красиво.