Вам приходилось беседовать с людьми, которые добились ошеломительного успеха, а затем словили звездочку? Так вот, это не про Эрнеста Латыпова — танцовщика из Кыргызстана, покорившего лучшие театральные сцены. Он скромен, серьезно относится к делу и пока не решается назвать себя "событием" в мировом балете.
— О чем вы мечтали, когда шли в профессию танцора?
— О том, что мне предстоит в будущем, я узнал намного раньше, чем обычные дети, так как в 10 лет поступил в Академию русского балета имени А. Вагановой в Санкт-Петербурге. И, конечно, все, о чем я мог тогда мечтать, — это стать достойным танцовщиком, гордо нести свою фамилию и выступать так, чтобы после спектакля не было стыдно.
— А если бы случилось так, что вы не выступали бы солистом балета на одной из лучших мировых сцен, а затерялись в массовке?
— Это было бы личной катастрофой и позором перед родителями. Чего скрывать, хуже этого ничего быть не может в карьере артиста балета.
— Ну а что делать, если ноги гнутся не так и очередной элемент никак не удается блестяще исполнить? Стоит ли тогда ставить на себе крест и уходить со сцены, признав свою бесталанность?
— В нашей профессии, как в боксе: если нет характера и напористости, то ничего не получится. Вы видели боксеров, которые после первой осечки и проигрыша ставили крест на спортивной карьере?
Балетный танец — это 2-3 акта, время, когда ты не просто исполняешь элемент, но и просчитываешь каждый шаг, жест, при этом не забывая об актерской игре и о блеске в глазах. Когда что-то идет не так, главное — не отчаиваться и идти дальше. Но не стоит слишком расслабляться, потому что жизнь в балете ограничивается от силы двадцатью годами.
— Недавно я брала интервью у воздушной гимнастки. Она утверждала, что ее карьера закончится, как только прибавит пару килограммов. А вы что скажете насчет баек, что балерины питаются водой и воздухом?
Жаль, что в балете не так развита медицина, как, например, в художественной или спортивной гимнастике. Людям искусства приходится составлять рацион, как у спортсменов.
— Мы говорили с вами о важности характера в балете и должной "боевой" закалке. Но мне всегда казалось, что танцор — это вот, что называется, с рождения, а не многочасовые тренировки, которые когда-нибудь раскроют талант…
— На одном таланте далеко не уедешь. Какой-нибудь ленивый Сидоров, обладая всеми данными с рождения: растяжкой, прыжком, великолепной координацией, никогда не добьется успеха. А вот Петров, не имеющий таких данных, но, будучи старательным и целеустремленным, непременно станет знаменитым. Я знаю ребят, которые имели большие способности, а сейчас вовсе не связаны с танцем.
— А как было в вашем случае?
— Мне пришлось стараться. Я все-таки родился в Бишкеке, и, уехав в такую даль, понимал, что не стараться — глупо. Если хочешь быть лучшим в этой профессии, то должен оставаться после репетиций и работать над собой дополнительно, что я и делал. Не люблю слово "конкуренция", но в нашей профессии, к сожалению, ее не избежать.
Но если бы я ушел в другую профессию, родители не стали бы меня корить. Хотя сейчас я не представляю, кем еще мог бы стать. Может, футболистом… Не знаю, это очень сложно.
— Для меня балет всегда был чем-то высоким и тонким. Искусством, которое вдохновляет и одухотворяет, чем-то, что несовместимо с жестокостью и соперничеством…
— Высокое — это для зрителя. Если он заплатил за билеты в Большой или Мариинский, которые не каждый сейчас может себе позволить, то не должен видеть, как я сдыхаю на сцене от недостатка сил. Для него балет должен быть высоким и качественно исполненным.
— Если для зрителя балет — искусство, то для вас это прикусить язык и терпеть?
— Нет-нет, ни в коем случае! Я люблю свою работу, понимаете? Не могу без нее! Это мое предназначение. Я буду умирать на спектакле, но перед собой буду чист за то, что всего себя отдал зрителю.
— Сейчас в театры идут, чтобы показать новое платье, а не стать частью прекрасного. Что вы думаете о современном зрителе?
А в Санкт-Петербурге и Москве уровень понимания другой. Тот зритель грамотнее, но при этом избалованнее. Всем давно надоели артисты-трюкачи, аудитория требует эмоций.
— Сколько ролей вы уже примерили?
— Я танцевал более чем в 30 постановках. Сейчас все и не вспомню…
— А сценические образы оставляют отпечаток на вашей личности?
— Конечно. Я всегда готовлюсь к роли, продумываю походку, жесты и даже на время меняю характер. Поэтому после спектакля совершенно не остается сил — ни физических, ни моральных. В такие моменты хорошо выехать за город, но с нашим графиком это не всегда удается.
— Как думаете, вы стали событием в мировом балете?
— Меня приглашают на гала-концерты и в другие театры. Это, безусловно, приятно, но о каком-то ошеломительном успехе пока рано говорить.
— В прошлом году вы приезжали в Бишкек с балетом "Дон Кихот". Какие были ощущения от выступления на родной сцене?
— Я всегда с удовольствием приезжаю в Кыргызстан, потому что на родной сцене всегда приятно выступать. Кстати, это единственная страна, где я готов танцевать бесплатно, за исключением благотворительных концертов. Очень жаль, что многие талантливые люди уезжают из Кыргызстана по всем известной причине.
— Давайте отвлечемся. Как вы относитесь к критике и есть ли человек, советы которого особо ценны для вас?
Но каждый раз, когда становится тяжело, возвращаюсь к разговору с отцом. Когда я поступил в академию балета, он спросил: "Не жалеешь о выборе профессии?" — "Нет, не жалею. Раз начал, нужно продолжать".
— Совсем недавно видела ваше выступление по телевизору в шоу "Большой балет". Как вы попали на большой экран?
— Из каждого театра отбирали молодых ребят. Администрация Мариинки выдвинула мою кандидатуру, и я не стал отказываться. Мне очень понравилось, это был отличный опыт.
Когда танцуешь на камеру, все смотрится по-другому, потому и сил вкладываешь больше. Риск упасть или что-то сделать неправильно был высок. Но все получалось с первого дубля. Однако была пара, которую переснимали, это нечестно. Но "несправедливость" — синоним слова "шоу".
— А чем еще, кроме несправедливости, вам запомнился этот проект?
— Буду долго помнить, как сломал палец во время съемок, но продолжал танцевать. Самое ужасное то, что это выступление увидела вся страна. Это было больше смешно, чем больно. После, наверное, не один я много раз пересматривал это "фееричное" выступление.
— К слову о травмах. Мне вспомнилась мотивирующая картинка, которая долго гуляла по Интернету. На ней изображены ноги балерины. С одной стороны они были безупречными, в атласных пуантах, а с другой — израненные, в кровоподтеках и синяках. И было написано что-то вроде "Каждый хочет быть успешным, но не каждый понимает, как успех достается". Какова все-таки реальность?
— Доля истины в этом есть. Но я знаю балерин, у которых на ногах нет ни единой царапины. Надо сказать, что травмы, ссадины, синяки — это лишь малая часть того, что нужно преодолеть на пути к успеху в балетной карьере.
— Это действительно великий человек не только в Кыргызстане, но и в странах Содружества. Балетмейстер Уразгильдеев Роберт Хасанович много рассказывал мне о Бейшеналиевой, показывал фотографии и дарил книги о ней. Я очень горжусь этими знаниями. В мае планирую приехать в Бишкек на юбилейный фестиваль в честь первой кыргызской балерины и выступить в спектакле "Лебединое озеро".