Кстати, она согласилась встретиться через пару часов после звонка, а не спустя неделю согласований, как делают многие ее коллеги по цеху. В свой собственный день рождения. У журналистки сломались шаблоны.
— Давненько хотела с вами побеседовать, но мне казалось, что до вас добраться — это прямо целая история. А вы так неожиданно быстро согласились!
— Журналистика подразумевает плотный график. Не всегда получается выкроить время, но благодаря Интернету стараюсь отвечать на вопросы быстро. Единственное, не очень хочется откровенничать. Я занимаюсь творчеством с двенадцати лет, и за это время очень много рассказывала о себе.
— Тогда давайте говорить о ваших детях. Это сейчас в таланте Жана никто не сомневается, а вот когда он делал первые шаги в этом направлении, представляю, как шипели все вокруг. Мол, Молдокматова сына проталкивает.
— Все мы сталкиваемся с проявлениями агрессии, лицемерия, интриг. В нашем случае этого вдвое больше, ведь мы многие годы живем под повышенным вниманием.
Я редко реагирую на мнения окружающих и приучила к этому детей. Моя тактика проста: работай больше, доказывай на деле и не реагируй на провокаторов! Только труд приведет к высоким результатам.
Жан в 12 лет стал всерьез заниматься творчеством, и реакция общества была неоднозначная. Люди порой поговаривали, что я его проталкиваю. Хотя это из разряда фантастики.
Жан был тверд и настаивал на том, что будет танцевать. На тот момент я была в шоке. Я-то уже знала жестокие законы этой сферы. Мы несколько лет готовились к одной карьере, и вдруг такая рокировка! Тут надо держать себя в ежовых рукавицах и быть подальше от соблазнов. Я не была уверена в том, что он выдержит это.
— То есть вы сомневались в собственном сыне?
— Не то чтобы сомневалась. Я с детства вкладывала своим сыновьям в голову, что они лидеры. Каждый день говорю детям: "Ты лидер, ты олимпийский чемпион".
— А вы не боитесь, что дети с их невзрослой психикой слишком близко к сердцу воспримут эту мантру и уверуют в собственную исключительность?
— Асель, понимаете, в этой основе глубокий смысл. Это же не значит, что ты олимпийский чемпион и при этом можешь ничего не делать. Это означает, что должен вставать рано утром и много трудиться.
Чаще всего дети воспитываются на примере матери. Я поднимала своих мальчиков сама, у нас были очень сложные периоды в жизни.
Что бы ни происходило, я все это переживаю с достоинством.
Я никогда не пропускаю тренировки, независимо от того, бегаю ли вдоль Сены во Франции или тренируюсь в 4.30 в Лос-Анджелесе. Спорт в моей жизни засел прочно. Мои мальчики очень спортивные. Я сызмальства воспитывала в них потребность всегда жить в темпе.
Самый лучший пример для детей — это когда вы сами много трудитесь. Мы пересекаемся либо рано утром за завтраком, обсуждая новости и делясь планами, либо вечером в домашнем тренажерном зале вместе тренируемся.
— И все-таки что помогло Жану добиться таких успехов?
Он же улетел в Москву, сказав, что к бабушке за город. Через пару дней узнаю из новостей, что Жан стал чемпионом мира.
Когда вернулся, сказала: "Танцуй, ты одержал победу! Я отступаю и даю согласие на твои танцы!". Конечно, победа не далась ему легко, но он никогда не рассказывал мне о своих переживаниях. Мальчики берегут меня от негативных эмоций.
— В чем ваш секрет воспитания?
— Я не жалею своих сыновей, очень требовательна и если сказала "Нет!" — тема закрыта. Не нужно воспитывать мягкотелых и ненадежных, таких и так пруд пруди.
При всей требовательности говорите им, что верите в их победу и успех. Пусть дети видят ваши сложности, говорите с ними об этом, иначе они вырастут, как тепличные растения.
Считаю, что парни должны с 14 лет решать многие вопросы самостоятельно. Еще мы в семье не повышаем тон. Я никогда не позволяю себе оскорблений.
— Даже ремнем не стукнете?
За малейшие успехи хвалю и вселяю веру в неповторимость. Я не критикую, единственное, что могу себе позволить, — произнести: "Я вижу, ты не выполнил своего обещания. Есть два часа, чтобы исправить ситуацию".
— Вы же всегда были занятой мамочкой! Обычно у деловых дам дети все время проводят с няньками или предоставлены сами себе. Как вы все успели?
— Раньше у меня был диктофон, на который я начитывала мальчикам книги и любовь им к литературе привила с детства. За кулисами, в монтажной, в редакции газеты, на радио усаживала их в тихом месте и ставила аудио.
Мальчики росли на моих глазах, при моем щепетильном участии, я не пропускала самые важные моменты их жизни.
— Так как вы все успевали?
— Все успевать — это привычка, почерк, стиль жизни. В детстве окончила всевозможные курсы: кройки и шитья, вязания, вышивания, я кандидат в мастера спорта по гимнастике, была председателем республиканской дружины. В детском возрасте вела телемост с США.
Таков темп жизни и у детей. В три года отвела Жана на акробатику, в четыре — на шахматы. Через полгода он стал заниматься английским, в пять лет было дзюдо, в 6,5 — кикбоксинг. Он шаг за шагом осваивал каждую сферу. Так же и с Шабданом.
— А как же оставить ребенку детство, чтобы он мог во дворе в лужице кораблик запустить?
— Сейчас Жану девятнадцать. Он 27-кратный чемпион мира, облетел всю Землю. Его уважают, не зная ни о маме, ни о папе. Он открыл вторую Академию танцев.
Свой первый бизнес начал в четырнадцать лет: выступил на стадионе "Спартак" на фестивале "Я — танцор", и казахская компания предложила ему стать лицом бренда. Так он заработал 6 тысяч долларов и открыл через полгода свой первый магазин.
— Наверное, на ваших сыновей молодые девушки устроили охоту. Представляю, какие жесткие требования вы предъявляете к избранницам Жана и Шабдана.
— Мне Жан однажды в шутку заявил, что женится на афроамериканке, чтобы дети были гениальными. В шутку. По большому счету мне все равно. У нас в семье демократия. Я уважаю выбор детей.
— А Шабдан не завидует успеху старшего брата?
Я вообще довожу детей до 12 лет, а потом говорю: "Ну все, дети! На самоокупаемость!". Мои мальчики уже оперились. Шабдану тринадцать, и у него свой интернет-магазин. Он хорошо зарабатывает и никогда не берет денег на карманные расходы. Занимается кикбоксингом, тренируется у Саши Воинова, увлечен игрой на гитаре, иностранными языками. Словом, в цейтноте.
— Почему дети обращаются к вам на "вы"?
— Когда Жану было семь, я очень сильно заболела после смерти мужа. Он сходил в мечеть и попросил Всевышнего о выздоровлении. Наверное, в его сознании произошел перелом. После этого дети стали называть меня на "вы", и я сама так же стала обращаться к маме.
— Вы же еще придумали какие-то семейные традиции…
— Каждые три года мы их меняем. Но есть и устоявшиеся, например, всегда завтракаем вместе. Всегда. Мы обсуждаем, но не осуждаем никого вообще.
Еще мы можем готовить одно блюдо вместе. Лучше всего у нас получается жаркое.
Сейчас у нас такая традиция: Шабдан каждый вечер читает вслух по 10 страниц Чингиза Айтматова. Иногда он куда-то спешит, быстро читает пять страниц и говорит мне: "Все, хорошего помаленьку".
Дети мечтали о собаке. Я же не хотела держать дома животное. Это большая ответственность. Мы прошерстили весь город в поисках померанского шпица. Не думала, что они такие дорогие!
Да зачем мне такое сокровище дома? Жан пошел на меня в атаку: "Мы должны о ком-то заботиться, маленькое существо дома — это здорово!".
Мы с подругами сложились и купили шпица. Такой белый комок! Это чудо! Я даже не представляла, что мы так полюбим Салли. У нас была изначально договоренность: утром гуляет Шабдан, в обед — Шабдан, вечером — Жан. И что вы думаете? Утром гуляю я: Салли со мной на пробежке. В обед Салли отправляется со мной же на ТВ. И вечером гуляет Шабдан!
— Есть ли разница между воспитанием детей в зажиточных семьях и семьях со средним достатком?
Несколько лет борюсь со сложным недугом. Все устаканилось, иду на поправку.
Мои дети познали все. Они другие. Почему-то считают, что если человек на виду, то он непременно богат, а его дети обязательно испорченные. Ничего подобного!
— Мы же все недавно обливались желчью, глядя на то, как российские власти прижали отпрысков олигархов, которые устраивали ночные гонки.
— Относительно "гонять на машинах". Я принципиально сняла всю тонировку с машины и попросила Жана сделать то же самое. Раз он на виду, то должен задавать тон. Я сама очень аккуратно езжу и соблюдаю правила. Так было не всегда, но последние несколько лет стараюсь.
— Как вы реагируете на критику?
— В соцсетях люди не несут ответственности. Я в этом вопросе стала толстокожей: увидела, заблокировала и забыла!
— Какое качество сильнее всего цените в сыновьях?
Нет ничего лучше, чем увидеть в сыновьях надежность, особенно когда вырастила детей сама. Надежность — это в мужчине самое главное, все остальное напускное.
— А есть ли такой поступок, который бы вы никогда не простили сыновьям?
— Наверное, предательства и воровства.