БИШКЕК, 5 мар — Sputnik. В марте в российский прокат выходит фильм Кеннета Лонергана "Манчестер у моря". Номинаций на "Оскар" у него, как у дорогого Леонида Ильича — золотых звезд, то есть шесть. За что? Было любопытство, не скрою. Трейлер ничего не объяснял: показали лишь глубокомысленную физиономию Кейси Аффлека да блеклый морской пейзаж. И вот это вот непонятное нечто конкурировало с самим "Ла-Ла-Лэндом"?
Любовные приключения сантехника
Предположения были самые неприглядные. "Манчестер…" мог оказаться вязкой слезливой мелодрамой. Еще могло так случиться, что герой Кейси Аффлека, допустим, гей, и его угнетают. Еще фильм мог оказаться сюсюкающей тянучкой про то, что надо делать людям добро. В общем, варианты были один другого тоскливей.
Но скажу сразу, что ни одно из этих предположений не оправдалось.
Режиссер Кеннет Лонерган явно знает об этой особенности зрительской психики. И в самом начале фильма очень так тонко шаблонно мыслящего зрителя троллит.
Вот представьте себе — герой-сантехник (почти как в х/ф "Афоня") ходит по домам, смесители меняет, трубы чистит. И вдруг скучающая вдова неприкрыто с ним кокетничает. И с подругой по телефону говорит, да так, что всем слышно: "Ой, ко мне сантехник зашел! Такой душка!". А зритель сидит в кресле, ежится, несколько секунд напряженно думает: "Неужели это эротические приключения сантехника? Как так?! Хотя рейтинг фильма 18+, а значит…". Но нет, конечно, ничего общего с немецкой порнографией здесь тоже нет.
Над чем зевали критики
А дальше развивается некая бытовая история. В маленьком городке Манчестере (в Америке, штат Массачусетс) умирает брат сантехника. У него остается шестнадцатилетний сын, над которым кому-то надо взять опеку. Мать у него есть, но она алкоголичка в бегах. И обуза сваливается на сантехника Ли, у которого по жизни одно желание: чтобы его оставили в покое.
История мутная, путаная, без каких-либо сюжетных костылей и спасительных шаблонов восприятия. Нас погружают в семейные дрязги ничем не выдающегося семейства. Как будто бабка какая-то рассказывает семейную хронику — долго, обстоятельно, с ненужными подробностями.
А зритель сидит, не понимает, куда развернется повествование. Вдруг к слезам? Или к комедии? Все ведь может быть.
Но это начало надо перетерпеть. Дальше фильм становится гораздо лучше и понятней. И в середине картины кинокритики уже взахлеб рыдали, потом смеялись, а уж далее ерзали в противоречивых чувствах. Потому что рушились со скрипом кресел вгиковские кинематографические шаблоны. Оказалось, что вот и так можно — примерно как в старой французской "новой драме" и древнем итальянском неореализме.
Обычный парень
Пусть вас не вводят в заблуждение постеры и трейлеры, где у актера Кейси Аффлека глубокомысленное лицо. Его герой туп как козий пуп. И то, что казалось зрителю глубокомысленными артхаусными "сложными щами", на самом деле вырванная из контекста моментальная съемка.
Как пел тридцать лет назад Майк Науменко: "Я обычный парень, не лишен простоты. Ты такой же, как я, я — такой же, как ты". Сантехник Ли — воплощение обыденности в самом непритязательном ее проявлении, иллюстрация мужских штампов поведения. Как надо женился, как надо ходит на постылую работу, как надо интересуется спортивными программами по телевизору (и спит под них).
И полная противоположность Ли — его шестнадцатилетний племянник. Он популярен в классе, у него много друзей, две официальные девушки, своя рок-группа, занятия спортом. Он везде умеет добиваться успеха. И что ему может дать дядя, который вот уж воистину "самых честных правил"?
Все ничтожество этого дяди видно на контрасте с племянником. У мальчишки нет отбоя от девчонок, а от дяди женщины разбегаются, им не о чем с ним говорить. Племянник нацелен на успех, а дядя не нацелен ни на что. Так, влачит себе бессмысленное существование по чужим правилам, ни одного решения принять не может. А то, что вдруг решает сам, приводит к катастрофам.
Сантехник — феерический неудачник. И ладно бы он отравлял существование только себе. Он опасен и для других людей. Например, (сейчас будет микроспойлер) идет за пивом, а из-за этого гибнут люди. Вот как такому на свете жить?
Кейси Аффлек никак своего героя не оправдывает и не украшает. Играет как есть — ничтожнейшее чмо. Ну и за эту честность он, видимо, и получил "Оскара" как лучший актер. А суть персонажа выражена в финале, когда племянник кидает в дядю мячиком, а тот и не думает его ловить, а говорит: "Пусть катится".
Обломов наших дней
"Манчестер у моря" — на самом деле портрет поколения. Да, есть такие американские мужчины, да и не только американские. У каждого из нас есть в контактах мобильного телефона не один десяток подобных людей, которые вполне осмысленно живут ни за чем и в никуда.
Но, конечно, не все так беспросветно. Новое поколение все же деятельно, активно. И есть надежда, что племянник не превратится в сантехника Ли.