Терминалы… Эти яркие аппараты, которые примут деньги и за Интернет, и за свет, и за телефон, сейчас можно встретить в каждом супермаркете. Президент Ассоциации операторов платежных систем Кыргызстана Руслан Алишев рассказал, насколько это выгодно и какое у них будущее.
— Как-то один бизнесмен при мне жаловался, что нужно было ему несколько лет назад не в кафе деньги вкладывать, а в платежные системы… Сейчас бы миллионером стал.
— Когда лет десять назад в городе стали бурно появляться терминалы, они стоили очень дорого — до 2,5 тысячи долларов за аппарат. Сейчас их стоимость значительно упала, но все равно раньше такой бизнес действительно был выгоднее.
Я расскажу, как устроен этот бизнес: терминалы платежных систем, как правило, в большинстве своем принадлежат агентам — людям, которые приобрели в свое время терминал, подключились к одному из операторов платежных систем и зарабатывают на этом. И вы можете стать им, потратив свои деньги на терминал.
— Не разорюсь? Сколько я в итоге получу?
— Придется потратить около 1 500 долларов. А вот прибыль зависит от многих факторов. Например, если вы поставите его там, где нет конкурентов, но много людей, то сможете получать большую прибыль, но если место невыгодное, то, вероятно, ваш заработок будет небольшой. Если говорить о цифрах, то доход может колебаться от 15 до 150 долларов.
— Мошенники не пытаются взламывать эти терминалы?
— Да, конечно, такие попытки есть. Но службы безопасности тоже своевременно реагируют, поэтому серьезных проблем нет.
— А сколько денег хранится в терминале?
Был случай, когда у одной из платежных организаций украли терминал. Добыча преступников составила всего 130 сомов.
— Редкий бишкекчанин опускает в купюроприемник банкноту свыше 500 сомов с легким сердцем. Большинство все-таки переживает: дойдет — не дойдет? Часто ли появляются проблемы?
— Да, они бывают, но опасаться нечего. Например, случаются обрывы связи, в момент платежа отключается свет, прочие технические неисправности. На этот случай в платежных организациях есть центр приема звонков, специалисты которого решают такие вопросы. Проблем серьезных нет.
— Я заметила, что в одном терминале можно закидывать деньги на телефон бесплатно, где-то комиссия составляет 5 сомов, а где-то 10. Почему?
— Это вопрос взаимоотношений платежных организаций и поставщиков услуг. Иногда мобильные операторы связи договариваются и брендируют платежные терминалы под свой корпоративный стиль и платят. При этом платежная организация не взимает с абонентов этого сотового оператора комиссию.
Но в остальных случаях комиссия может разниться в зависимости от той или иной платежной организации. Это, безусловно, сопряжено с расходами на обслуживание терминалов, платежной системы, инкассацию, персонал, со средней суммой платежа.
— Летом произошел конфликт между крупнейшими интернет-провайдерами и операторами платежных систем. Пострадали простые бишкекчане, которым стало сложнее платить за Интернет. Ходят слухи, что это сговор и две наиболее успешные платежные системы очень высоко подняли цены для этих интернет-провайдеров.
Интернет-провайдеры и платежные организации не смогли договориться об условиях дальнейшей работы. Думаю, для обеих сторон важно, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным. У некоторых платежных организаций истекли сроки действия договоров. Они не были продлены.
Граждане, конечно, столкнулись с определенными неудобствами. Однако не у всех платежных организаций истекли сроки действия договоров. Можно оплатить услуги Интернета как в офисах самих провайдеров, так и в банках и через некоторые платежные организации.
Сейчас в Кыргызстане работает около 20 платежных организаций, клиентам есть из кого выбирать, на рынке очень много конкурентов.
— В народе говорят, что они потребовали 90 сомов с каждого платежа…
— Нет, это неправда. Вообще, несколько лет назад интернет-провайдерам нужно было, чтобы их абоненты могли оплатить услуги в любой точке города. Они заключали договоры с платежными системами, согласно которым комиссия составляла более 5 процентов, если не ошибаюсь.
Но с 2013 года стоимость неизменно снижалась. Поэтому в определенный момент каким-то из платежных организаций стало просто невыгодно работать.
— Возможно ли, что платежные системы придут на смену обычным банкам? Тот же перевод денег через банки стоит довольно дорого, а платежные системы осуществляют его бесплатно. Может ли произойти так, что наши трудовые мигранты перестанут ходить в банк и начнут переводить деньги родным через терминалы?
Переводы с электронного кошелька на кошелек действительно бесплатные, а вот снять эту сумму стоит денег — от 0,2 до 1 процента.
Если говорить о конкуренции, то сегодня на рынке национальных электронных кошельков работают "Элсом", "МобильникДеньги", "Умай". Эмиссию электронных денег, согласно требованиям Нацбанка, могут осуществлять только коммерческие банки, получившие на это лицензию. Так, например, "Элсом" — продукт KICB, а для "МобильникДеньги" эмитентом является банк "Бай-Тушум".
— А на какой кошелек можно закинуть деньги, например в России, и обналичить здесь? Яндекс-деньги так пересылать можно?
— Можно, но в Кыргызстане вы их не обналичите. Насколько я знаю, в России можно пополнить "Элсом", а в Казахстане — "МобильникДеньги".
— Что насчет безопасности? Когда мы уже начнем прикладывать к автоматам сетчатку глаза для идентификации?
— Люди уже прикладывают, бесконтактные технологии работают в полном объеме. Сейчас эта отрасль бурно развивается, а научные достижения стали для нас нормой жизни. Мы от этого никуда не денемся.