В 1926 году во Фрунзе появилось здание Центрального исполнительного комитета — руководящего органа республики, построенное по проекту архитектора Андрея Зенкова (сейчас здесь располагается Министерство культуры, информации и туризма).
Спустя 10 лет, в 1936-м, возвели новое правительственное здание по проекту Юрия Дубова. Его украшал широкий балкон-трибуна, с которого руководителям было удобно приветствовать трудящихся во время демонстраций. Напротив — через площадь, раскинувшуюся на нынешней улице Абдумомунова, — возвышался памятник Ленину. Сегодня в этом здании находится Верховный суд.
В 1957 году рядом возвели Республиканскую партийную школу, где готовили кадры для партии. Новое здание так понравилось руководящей элите республики, что она решила переехать в него, разместив здесь же и партийный Центральный комитет, и правительство — Совет министров. Через восемь лет провели реконструкцию объекта, соорудив портик из 16 колонн, стоящих в два ряда. Здание стало выглядеть монументальнее. После обретения страной суверенитета здесь много лет располагался Жогорку Кенеш, а сейчас работает правительство.
В середине 70-х годов руководители республики опять решили, что им необходимы новые служебные апартаменты. По официальным бумагам очередной проект проходил как "совмещенное служебное здание Центрального комитета Коммунистической партии Киргизии, Совета министров Киргизской ССР и ЦК ЛКСМ Киргизии".
Строить его собрались на месте любимого фрунзенцами городского стадиона, который в 1932 году был возведен силами молодежи возле парка "Звездочка" (ныне парк имени Панфилова). Много лет на стадионе проводили соревнования по футболу, баскетболу, волейболу и ручному мячу. Здесь также работали три бассейна, а каждую зиму на футбольном поле заливали каток.
Позже, когда в центре столицы началось строительство площади Ала-Тоо, снесли и стадион, и располагавшийся в парке летний театр с большим зрительным залом, и Дом офицеров, и гостиницу "Киргизия", и некоторые жилые дома вдоль Ленинского проспекта (ныне проспект Чуй).
Однако, когда подошло время реализации проекта, заказчик решил строить то, что мы видим сегодня. Естественно, архитекторы, победившие в конкурсе, возмутились тем, что их задумки не были воплощены, а проигравшие решили, что последнее слово осталось за ними.
В 1975 году был объявлен и проведен архитектурный конкурс. Выиграли его Александр Зусик и Равкат Мухамадиев, чей проект заметно отличался от других простотой и ясностью. Согласно ему, один фасад семиэтажного здания "смотрел" на Ленинский проспект, в второй — на восток. Во дворе должен был быть возведен блок с залом заседаний. В проекте поддерживалась планировочная линия — от Старой площади до нынешней улицы Медерова пролегала своеобразная меридиональная эспланада, то есть широкая улица, важнейший элемент ландшафта, позволяющий видеть горные хребты.
Сегодня архитекторы, непосредственно занимавшиеся реализацией проекта, вспоминают, что им постоянно приходилось что-то менять. Заслуженный строитель республики Олег Лазарев рассказал, что лично курировавший объект первый секретарь ЦК компартии Киргизии Турдакун Усубалиев обычно не давил на авторов проекта, а очень мягко просил что-нибудь исправить. Примечательно, что, когда в 1986 году известные архитекторы Евгений Писарской и Валентин Курбатов написали книгу "Архитектура Советской Киргизии", о нынешнем "Белом доме", который к тому времени уже был построен, они не упомянули.
Так, сначала планировалось, что входы будут стеклянными. Усубалиев же несколько раз попросил сделать их менее прозрачными. После третьей просьбы архитекторы решили заменить стекло гранитными порталами, а между ними и пилонами оставить лишь маленькие окна. Двери, которые тоже проектировались как стеклянные, попросили сделать прочнее — в итоге они стали деревянными и массивными. О безопасности тогда вслух не говорили, но, возможно, ее подразумевали. Кстати, ограду вокруг здания установили уже во времена президентства Аскара Акаева.
Архитекторы вспоминают, что, когда здание было построено, а первый секретарь ЦК отправлен в отставку, из редакции "Вечернего Фрунзе" им передали письмо горожанина, который сообщил, что увидел на фасаде первого этажа "Белого дома" ясно читающуюся букву "Т". Действительно, в простенках между пилонами с учетом перемычки над окнами при желании можно разглядеть эту букву. Товарищ прямо спросил: "Неужели Турдакун Усубалиевич таким образом захотел увековечить свое имя?". Вряд ли это было так, просто изначально окна планировалось расположить иначе, а в процессе строительства стало ясно, что данную часть проекта тоже надо пересмотреть.
Еще один интересный нюанс — появление на шестом этаже угловых помещений, вместо которых в проекте были предусмотрены открытые лоджии. Архитекторы вместе с конструкторами разработали большие угловые консоли, что позволяло сделать седьмой этаж как бы летящим. Строители даже боялись, что не смогут воплотить эту идею, но смогли. Однако потом кто-то дал команду застеклить лоджии, чтобы увеличить количество помещений.
Отдельно следует сказать и о внутренней отделке здания. Архитекторы задумывали большие чистые пространства, но заказчик хотел интерьер в национальном стиле с большим количеством деталей. Началась работа с каменной плиткой. Камень резали, обрабатывали и полировали прямо на объекте, параллельно обдумывая варианты узоров. Фактически это были новые технологии в отделке. Причем на объект начали поставлять местный мрамор самых разных цветов, что позволило сделать внутренний интерьер еще более привлекательным.