Корреспондент Sputnik Кыргызстан побеседовал с министром транспорта и дорог Жамшитбеком Калиловым, чтобы выяснить, какие проблемы существуют в сфере ремонта и строительства автомагистралей.
— В последние годы большинство иностранных кредитов и грантов идет на строительство дорог. Окупятся ли средства, затраченные, к примеру, на альтернативную трассу север — юг?
— Когда государство начнет расплачиваться по кредиту, который был взят на строительство этой магистрали?
— Возведение дороги планируется завершить в 2021 году, а кредит мы должны выплачивать с 2029-го в течение 25 лет.
— Кстати, трасса Бишкек — Ош сегодня не в лучшем состоянии. Что можете сказать по этому поводу?
— Полосы дороги на перевале изнашиваются в два раза быстрее, чем на других участках, ведь там сложные климатические условия. Срок эксплуатации дороги после ремонта — от 8 до 16 лет, а мы пользуемся ею уже больше 20. В прошлом году начали укладывать новый асфальт, средства были выделены из бюджета.
— Трасса Бишкек — Нарын — Торугарт полностью сдана в эксплуатацию, но на некоторых участках между Ат-Баши и перевалом Торугарт уже появились трещины. Почему новая дорога начала разрушаться менее чем через два года после окончания ремонта?
— Мы разговаривали с иностранными специалистами и выяснили причину. Оказывается, асфальт трескается из-за сильных морозов. Китайские подрядчики давали всего год гарантии на эту дорогу. В Нарынской области приходится ежегодно проводить ремонтные работы.
— Значит, дорогу, которую строила иностранная компания, ремонтируют за счет госбюджета? А кто несет за это ответственность?
— Ответственность полностью лежит на министерстве, и мы это понимаем. Делаем все, чтобы не возникало проблем: установили водоотвод, провели дополнительный ремонт.
— По-моему, то же самое было в Боомском ущелье. Трассу ремонтировала китайская компания, а вы потом строили водоотвод…
— Он не был предусмотрен в проекте реконструкции дороги. Уже после ее сдачи в эксплуатацию начались подтопления из-за сильных дождей. Заранее учесть все природные факторы очень трудно.
— Вспомним еще один грандиозный проект: строительство железной дороги Кыргызстан — Китай — Узбекистан должно было начаться в 2016 году. Почему не началось?
— Переговоры еще не закончены, мы не можем прийти к единому мнению относительно маршрута и ширины колеи. Но в этой дороге заинтересованы все стороны, поэтому проект не будет похоронен.
— А как насчет дорожного "долгостроя"? Когда завершится реконструкция трасс Балыкчи — Корумду и Бишкек — Кара-Балта?
А дорога Балыкчы — Корумду вообще оказалась очень проблемной. В 2015-м говорили, что строительство завершится за год, но иностранная компания не выполняет работы в срок. Возможно, трасса будет сдана только в 2020 году.
— У нас часто критикуют качество ремонта и строительства дорог: недостатки выявляются почти всегда. Вы что-нибудь предпринимаете для изменения ситуации?
— До прошлого года у министерства не было лаборатории, которая позволяла бы оценивать качество проводимых дорожных работ. Теперь есть одна передвижная лаборатория, хотя и этого недостаточно. Еще мы провели полевые работы по паспортизации более 300 километров дорог, которые, откровенно говоря, надо было провести лет десять назад. Да, мы сильно опаздываем, но главное, что дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки. Думаю, результаты будут обязательно.
— Сейчас никого не удивляют сообщения о коррупции в сфере дорожного строительства. Как вы боретесь с этим явлением?
Во-вторых, мне многое не нравится в процессе проведения тендеров. Сейчас эта работа проводится через портал государственных закупок. Некоторые тендеры выигрывают компании, у которых даже нет своей техники!
— Как вы думаете, когда дороги в Кыргызстане начнут строить и ремонтировать только местные подрядчики, а государство само будет финансировать эту деятельность?
— Надеюсь, лет через пять наши компании смогут доказать, что такая работа им по силам. Они уже демонстрируют успехи. Раньше просто не были созданы условия для их участия в международных проектах, а сегодня ситуация меняется.