В нашу редакцию Алмаз Истамбаев пришел, чтобы рассказать об опере "Tosca". "А что все так носятся с этой оперой? Почему вокруг нее столько шума?" — сходу спрашиваю у музыканта.
"Это невероятно сложная опера! В Бишкеке ее исполняют впервые", — удивился моему незнанию директор академического симфонического оркестра имени Асанхана Джумахматова.
Впрочем, музыка — далеко не единственное, о чем можно поговорить с Алмазом Истамбаевым. Уж слишком многое произошло в его жизни.
— Как вы попали на афганскую границу?
— Я мечтал служить в армии! Да, знал, что там дедовщина, и поэтому еще в школе усиленно готовился, не вылезал из спортзала.
Из-за роста меня бы никогда не взяли в десантники, а вот для пограничника я сгодился. Нас отправили в Таджикистан, обучать собаководству. Старший инструктор спросил, не хочу ли я работать в собачьем питомнике: тогда псов много гибло — кто от жары, кто на мине подрывался.
В начале девяностых было очень тяжело: из Афганистана наседали моджахеды, а в Таджикистане шла гражданская война, орудовали бандформирования. На приграничных территориях обеих стран резня была сумасшедшей, нашей задачей было охранять мирных жителей.
— Ваши сослуживцы часто умирали?
— Всякое бывало. На соседней заставе вообще устроили ад: перерезали связь и стали обстреливать пограничников. Ребята даже в туалет ползком добирались, так как боялись голову поднять — сразу снайпер снимет. Их расстреливали по одному, а помощи ждать было неоткуда. В итоге из 48 человек выжили лишь десять.
Еще одна история: был у нас старший лейтенант, здоровый, красивый, настоящий боксер. Как-то он с ребятами ночью погнался за нарушителями и случайно осветил ствол своего автомата фонариком. Тут же вражеская пуля попала ему прямо в глаз, смерть наступила мгновенно. Как же мы за него мстили!..
— Какие там были бытовые условия?
— Сначала все было нормально. Когда СССР начал разваливаться, стало гораздо хуже: мы начали подъедать паек, который предназначался для собак. Так скажем, делили с четвероногими ужин.
Еще один момент: с развалом СССР многие страны вывели своих солдат. Белорусы, казахи, россияне, украинцы — все уехали. Остались только мы да таджики. Я забрал сразу трех собак: Бэгги, Арту и Терри. Последний был моим любимчиком, я его обучал новым командам. Например, когда говорил "жарко", он подпрыгивал и срывал с меня панаму.
Ох, как боялись контрабандисты огромной пасти Терри! Тогда их развелось очень много: из Таджикистана переносили муку, сахар, крупы. Афганцы же таскали американские сигареты, мыло и прочую мелочь.
— Как закончилась ваша служба?
— Сначала нам сказали, что мы все остаемся на третий год. Мол, никого не волнует, хотим мы этого или нет. Ох, как мы запротестовали, елки-палки! Так хотелось домой…
И вот привозят новобранцев, а это значит, что мы свободны. Я как глянул на них, так жалко стало! Набрали сопляков, все худые, зеленые. Перебьют ведь! Несмотря на желание поехать домой, мы остались, стали их обучать.
— Когда вернулись в родной город, был разгар 90-х, сложное время…
— Да, Майлуу-Суу после возвращения было не узнать. В памяти же остался наш добрый советский городок, я так хотел, как раньше, сходить на дискотеку, отдохнуть… Но было не до того.
Устроился в службу охраны электролампового завода. Вспомнил, что до армии играл на гитаре, постепенно собралась группа музыкантов, мы начали выступать.
— Как вы пробились на большую сцену?
— Однажды мне на глаза попалась старая потрепанная газета. Случайно увидел объявление, что музыкантов приглашают на фестиваль "Бишкек Алтын Гулу-97". Вот только концерт должен был состояться через два дня!
Я с этой газетой ринулся в профком завода. Директор Николай Адольфович Мелькер быстро позвонил организаторам в Бишкек. Те ответили: "Ну что вы так поздно обратились! У нас уже программа составлена. Впрочем, если окажете спонсорскую помощь, подумаем". Мелькер согласился заплатить 500 долларов, и меня отправили в Бишкек.
— Как прошло выступление?
Меня поймала вице-мэр Любовь Комиссарова: "Алмаз, вы не хотели бы получить музыкальное образование?". Разумеется, хотел бы! Оказывается, они решили меня автоматически зачислить в консерваторию, а мэрия взяла на себя оплату учебы.
— Но вам ведь так или иначе пришлось искать деньги на жизнь в столице.
— Первые три года помогали отец с матерью. Но я с болью осознавал, что каждый раз, когда к ним приезжал, папа продавал бычка или корову. А ведь нас в семье восемь, и я самый старший! Что в конце учебы моим братьям и сестрам останется?
Я перестал ездить домой. Пришлось торговать на базаре помидорами, делать цепи для комбайнов. Потом друзья устроили меня в кафе, где я пел. Получал мало, но удавалось экономить. К счастью, эти времена прошли, теперь все хорошо.
— Конечно, ведь ваше пение слушают президенты!
— Да, я как-то выступал перед лидером Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и экс-президентом Алмазбеком Атамбаевым. На это мероприятие пригнали звезд со всего СНГ, не все успели выступить. Некоторые просто забрали гонорары и уехали обратно.
— Наверное, сильные мира сего уже давно всем пресыщены и редко удостаивают артиста аплодисментами.
— Ну что вы! Конечно, они аплодировали! Нурсултан Назарбаев вообще большой ценитель оперы и не пропускает ни одной премьеры. Это очень хорошо, ведь он подает пример гражданам.
Я надеюсь, что и наш высший свет пристрастится к опере и мы вернем былую славу самому элитарному виду искусства. Это только попсу можно запустить пару раз по радио, и она понравится всем. Вкус к высокому искусству надо прививать насильно. Хочется, чтобы у нас было культурное общество.
— За рубежом на оперу женщины надевают вечерние платья, а мужчины приходят в смокингах. У нас же в театр одеваются совсем не так.
— Да, люди в театре действительно должны ощущать себя частью бомонда. Хочется, чтобы они надевали самые красивые наряды, оставляли сотовые телефоны в машинах и наслаждались зрелищем. Именно поэтому на предстоящей опере "Tosca", которая прозвучит 13-14 декабря в Кыргызском национальном академическом театре оперы и балета, введен дресс-код.
— А почему вокруг этой оперы так много шума?
Стоит посетить это мероприятие, ведь приедут звезды мировой величины: руководить оркестром будет российский дирижер Валентин Урюпин, на концерте можно послушать Рамиза Усманова, Ларису Келль, Умута Космана. Также выступят отечественные звезды.
Хочется выразить огромную благодарность идейному вдохновителю проекта Виктории Юртаевой. Репетиции сейчас проходят очень жарко! Мы все в предвкушении от премьеры.
— В Кыргызском национальном академическом театре оперы и балета недавно сделали серьезный ремонт, не так ли?
— Да, полностью реконструировали сиденья в зале, изменили облик. Недавно я был в Казахском театре оперы и балета имени Абая, и мне показалось, что у нас лучше и акустика, и архитектура.
— Как наших музыкантов оценивают за рубежом?
— Я не побоюсь этого слова, но многие ценители восхищены нашими голосами. В Кыргызстане отличная вокальная школа, мы спокойно можем составить конкуренцию на мировом уровне. Просто нашим артистам не хватает продюсеров, а так у нас большое будущее!
Обязательно почитайте интервью с Айданой Дека. Она также не представляет жизни без музыки.