БИШКЕК, 29 янв — Sputnik. В Кыргызстане не утихают споры по поводу кодексов, которые вступили в силу с нового года. С января изменились и правила отбывания наказания. Что ждет людей, которые совершили преступление в Кыргызстане, читайте в этом материале.
Отныне суд не решает, как будет отбывать наказание осужденный
Какой вид исправительного учреждения назначить осужденному, теперь решает не суд, а специальная комиссия государственного органа уголовно-исполнительной системы. Она же определит место отбывания наказания, гласит 72-я статья УИК.
Почему у судов отобрали эти полномочия, объяснил эксперт по пенитенциарным вопросам Управления ООН по наркотикам и преступности, член группы по разработке Уголовно-исполнительного кодекса и Закона "О пробации" Батыр Сапарбаев.
"В новом Уголовном кодексе нет понятия "рецидив", так что суд рассматривает человека с чистого листа. При этом по нормам международного права ранее судимые отделяются от впервые осужденных, чтобы исключить любое негативное влияние. Комиссия при ГСИН, в отличие от суда, сможет учитывать судимость и, следовательно, определять осужденному соответствующий вид исправительного учреждения", — отметил он.
"Принципиальной разницы в этом нет, решай этот вопрос суд или комиссия. Главное, чтобы все было обоснованно! Сама по себе задумка правильная: люди, работающие в системе исполнения наказаний, видят и знают больше, чем судьи", — отметил он.
Адвокат добавил, что нововведение поможет разгрузить судебные органы, на которые и без того возлагается много задач.
Новые правила определения в колонию-поселение
Осужденному всегда важно, где именно он будет отбывать наказание. Многие надеются если не на условный срок, то хотя бы на колонию-поселение. Условия там довольно мягкие: виновный на законных основаниях может жить со своей семьей и работать.
Раньше определить в колонию-поселение могли напрямую из зала суда — за преступления, совершенные по неосторожности, на срок не свыше семи лет. Туда же могли направить осужденных, которые уже отбыли часть срока и проявили себя с положительной стороны.
В новом Уголовно-исполнительном кодексе (УИК) сократился перечень лиц, которые могут содержаться в колониях-поселениях, рассказывает Батыр Сапарбаев.
"Последние годы этот институт вызывал у общества множество претензий: фактически люди могут находиться на свободе, условий содержания для осужденных нет. Теперь в колониях-поселениях могут находиться только те, кто хорошо себя показал в исправительной колонии, и то по отбытии определенного срока", — отметил он.
Как объяснил эксперт, все решения по "движению" внутри системы исполнения наказаний будет принимать ГСИН, например, о переводе осужденного из исправительной колонии в тюрьму и наоборот.
При этом не все могут быть переведены в колонию-поселение: например, члены ОПГ, осужденные за совершение тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних или ранее судимые за побег.
Условного осуждения в новом законе нет. Что вместо него?
При этом осужденный обязан следовать ряду требований. Например, ему могут запретить посещать определенные места или общаться с некоторыми людьми.
Также суд может обязать осужденного приходить домой в определенное время, устроиться на работу или, к примеру, пройти курс лечения от алкоголизма. Ему также нельзя выезжать за границу без разрешения.
Важно: такая мера не применяется к тем, кто совершил тяжкие или особо тяжкие преступления, иностранным гражданам, людям без гражданства и лицам, посягнувшим на половую неприкосновенность несовершеннолетнего.
И еще один момент: пробационный надзор устанавливается на период от одного до трех лет. После осужденный будет считаться отбывшим наказание.
Заниматься им будут органы пробации. На них также возложено исполнение наказания, не связанного с изоляцией от общества, например, общественные или исправительные работы. Те же органы проконтролируют условно-досрочно освобожденных и постараются помочь осужденным влиться в общество.
А еще эта служба поможет суду решить, заслуживает ли обвиняемый наказания без изоляции от общества, рассказал Батыр Сапарбаев.
"Перед принятием решения суд просит органы пробации подготовить социальное исследование о подсудимом. Они изучают условия его жизни, мнение соседей и коллектива, привычки. Суд принимает все сведения во внимание", — объяснил он.
Похожая служба была и раньше, но занималась она только учетом и надзором, отчего была не особо эффективной, подчеркивает эксперт.
Он добавил, что сейчас служба функционирует при ГСИН, но с 2020 года перейдет в ведение Минюста.
Расширение прав осужденных
Новый Уголовно-исполнительный кодекс расширяет права лиц с ограниченными возможностями здоровья, подчеркивает Батыр Сапарбаев.
"Теперь у осужденных с ОВЗ есть возможность пользоваться услугами специалистов, знающих азбуку Брайля или язык жестов, чтобы вести переписку, объясняться, обращаться с жалобами", — рассказал эксперт.
Он добавил, что в отношении женщин, несовершеннолетних и иностранных граждан перечень прав был также расширен.
Тем временем депутаты признали, что опозорились с новыми кодексами. Если вы еще не смотрели видео с заседания парламента, то сделать это можно здесь.