А вы знали, что почти половина кыргызстанок чувствуют себя в безопасности, когда идут по своему району в темное время суток? В то же время 5 процентов женщин отметили, что хотя бы раз становились жертвами физического насилия за последние несколько лет.
Такие данные приводит масштабное исследование о положении женщин и детей в Кыргызстане. Недавно специалисты Национального статистического комитета презентовали его основные итоги. Подробнее о мультииндикаторном кластерном обследовании (МИКО) корреспонденту Sputnik рассказал заместитель главы представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Кыргызстане Мунир Мамедзаде.
— Признаться честно, в исследование сложно вникнуть с первого раза: в сборнике собран немыслимый объем данных. Насколько часто проводятся подобные опросы и какова их точность?
Кстати, МИКО проводится не только в Кыргызстане, но и в других странах. Мы сравниваем показатели КР с показателями в остальных государствах, в том числе в соседних, каждый раз приходя к выводу, что опыт республики уникален.
— Насколько охотно кыргызстанки готовы отвечать на весьма личные вопросы? Наверняка многие отнеслись к команде исследования настороженно.
— А вот и нет: жители открыто шли на контакт, в 99 процентах случаев предоставляя необходимую информацию. Исследование действительно затронуло чувствительные темы, такие как физическое насилие и ощущение безопасности. Всего в нем 24 направления, среди них есть и совершенно новые параметры: к примеру, в этот раз мы коснулись вопросов выплаты социальных пособий и образовательных навыков.
— Последние 15 лет снижаются показатели младенческой и детской смертности. Какие еще итоги исследования могут порадовать кыргызстанцев, а какие, наоборот, заставят задуматься?
— С данными не все так просто! Мы смотрим не только на числа, но и на другие критерии, сравниваем уровень младенческой смертности среди мальчиков и девочек, выясняем, насколько разнятся проблемы бедных и богатых… Есть показатели, которые могут обрадовать, однако, если углубиться в них, можно заметить, что в одной из областей ситуация заметно ухудшилась либо разрыв между столицей и регионами увеличился.
Есть и другие положительные тенденции. Например, охват обучением детей младшего возраста растет. Если в 2006 году по этому показателю приходилось бить тревогу, в 2014-м он составил 23 процента, то по итогам свежего исследования ситуация улучшилась вдвойне.
А вот с иммунизацией не все так гладко. Если еще в 2014 году охват основными прививками составлял 80 процентов, то сейчас он понизился на 5 процентов. Важно отметить, что речь идет об основной иммунизации в первые годы жизни.
Примечательно, что самый высокий охват вакцинацией зафиксирован в Оше, а самый низкий — в Бишкеке. Впереди встреча с Минздравом, где мы рассмотрим причины таких итогов.
Для меня самыми ужасающими оказались цифры, отображающие уровень насилия по отношению к детям: 74 процента маленьких кыргызстанцев испытали на себе, что такое жестокое наказание. Еще в 2013 году этот показатель был равен 57 процентам… Причем чем старше ребенок, тем больше он рискует стать жертвой физического и психологического насилия со стороны самых близких.
— Из каждого утюга трубят о том, что бить детей — это плохо. Почему родители продолжают думать, что выпороть ребенка намного полезнее, чем объяснить ему, что к чему?
— Как специалист по правам детей я бы не стал поддаваться панике. Нельзя сказать, что детей стали наказывать намного чаще и сильнее. Возможно, рост показателей не более чем реакция на то, что в обществе стали чаще говорить о проблеме. Значит, мы начали эффективнее выявлять подобные случаи и реагировать на них.
У нас же как: случилась беда — тетя избили ребенка до полусмерти — все пошумели и успокоились. Как только СМИ перестают говорить о насилии над детьми, мы вновь погружаемся в повседневные дела, будто ничего и не было.
Чаще всего детей бьют в семьях, давно позабывших о родительской заботе. Мамы и папы уезжают на заработки, дети остаются без присмотра, что приводит не только к домашнему рукоприкладству, но и к травле в школе, психологическому насилию со стороны ровесников.
— Последнее время в СМИ активно обсуждаются ранние браки. Что на эту тему говорит исследование?
— Браки до 18 лет мы называем не "ранними", а "заключенными в детском возрасте": если человек не достиг совершеннолетия, он считается ребенком. К тому же брачный возраст — растяжимое понятие, для кого-то выходить замуж в 30 — это все еще рано.
Как показало исследование, сегодня в Кыргызстане каждая одиннадцатая девушка-подросток от 15 до 18 лет состоит в браке. Около 13 процентов женщин от 20 до 24 лет впервые вступили в официальный или гражданский брак, будучи несовершеннолетними.
— Выяснилось, что больше половины женщин чувствуют себя в безопасности, когда идут по своему району в темное время суток. Говорит ли это о том, что кыргызстанки стали реже подвергаться насилию?
— Более того, опрос показал, что 73 процента женщин чувствуют себя спокойно, когда остаются дома ночью одни. При этом 5 процентов стали жертвами физического насилия за последние три года, а каждая двенадцатая подвергалась дискриминации или притеснению. Хоть в процентах эта цифра выглядит не столь ужасающей, в переводе на судьбы кыргызстанок эти данные также должны заставить нас задуматься.
— Как госорганы смогут использовать полученные итоги?
Презентацию исследования посетили представители аппарата правительства, Жогорку Кенеша и министерств. Надеемся, что госорганы внимательно изучат итоги опроса, это поможет им правильно отредактировать приоритеты своей работы.
Обязательно прочитайте интервью с Сияпат Усенбековой — эта сильная кыргызстанка рассказала, как нашла в себе силы справиться с жизненными трудностями.