На чемпионате Азии среди команд центральной зоны, который проходил в Непале, кыргызстанские волейболисты заняли первое место. В аэропорту "Манас" их встречали воодушевленные болельщики.
— По возвращении домой вашу команду ждал теплый прием. Как отреагировали на сюрприз?
— Это было очень приятно — ощутить поддержку соотечественников. Особенно порадовало, что нас приехали встречать незнакомые люди...
В этих соревнованиях мы участвовали уже пятый раз. В 2016 году тоже были чемпионами, но та победа почему-то осталась незамеченной. А теперь нас встретили, как героев. Даже на улице узнают (смеется).
Долгое время сборной Кыргызстана вообще не было в официальных рейтингах волейбольных турниров. В прошлом году мы ездили на Азиатские игры и заняли 15-е место. Впервые за 90 лет обыграли команду Казахстана, это была большая победа.
— Я слышала, чтобы подготовиться к чемпионату, волейболистам пришлось взять неоплачиваемые отпуска на работе. Однако за спортивные достижения вас не поощрили материально, так?
К сожалению, наше государство не инвестирует средства в развитие спорта. В лучшем случае спортсменам платят копейки.
— Какие сложности возникали перед чемпионатом?
— Победа далась нам непросто. У волейболистов много проблем — от отсутствия хороших тренировочных залов до отсутствия финансирования. За несколько недель до соревнований мы приехали на Иссык-Куль на сборы и узнали, что нет зала для тренировок. Там, где мы должны были тренироваться, проходил Чемпионат мира по бильярду.
В итоге нам предоставили поле одного из пансионатов. Тренироваться в жару под открытым небом трудно, но эти трудности пошли на пользу: мы настолько привыкли к тяжелым условиям, что, играя на турнире в зале с кондиционерами, чувствовали себя очень комфортно.
— Когда наши борцы побеждают на международных состязаниях, им нередко дарят машины и даже квартиры. У волейболистов так бывает?
— Иногда спонсоры помогают членам команд. У нас несколько топовых волейбольных клубов, если их игроки достойно показывают себя на соревнованиях, им тоже могут подарить авто или квартиру. Мне, например, после победы на чемпионате Азии в 2016 году односельчанин подарили Toyota Windom.
— Расскажите, как вы стали лучшим волейболистом в Таиланде.
— На отборочных соревнованиях меня заметил директор одного из тайских клубов и предложил играть там за неплохие деньги. В Кыргызстане я зарабатывал на волейболе максимум 200 долларов в месяц, а там — в 12 раз больше! За тайскую команду выступал восемь месяцев. На итоговом чемпионате судейская коллегия присудила мне звание лучшего игрока.
— Что больше всего удивило вас в Таиланде?
Тайская культура весьма самобытна. В стране много храмов — они составляют большую часть достопримечательностей. Еще местные жители очень любят свинину, а я не ем это мясо, потому приходилось договариваться с поварами.
В Таиланде меня удивило отношение государства к спорту: власти готовы тратить миллионы, чтобы развивать эту сферу. Строятся спортивные площадки и хорошие залы для тренировок. Спортсмены получают неплохую зарплату, их обеспечивают жильем и спецпитанием.
Почти за год жизни в чужой стране я многое понял. Когда видишь, как хорошо за границей, хочется создать такие же условия дома. Именно в Таиланде я осознал, что хочу окончить учебу и стать квалифицированным врачом, поэтому, вернувшись, восстановился в вузе.
— Какой случай из скромной пока врачебной практики запомнился вам больше всего?
— Хотя я получил высшее образование, до сих пор язык не поворачивается называть себя врачом. Еще до ординатуры, после окончания университета думал, что я — кыргызская версия доктора Хауса. Это прошло через несколько дней практики. Когда ты понимаешь, что от тебя зависит человеческая жизнь, самоуверенность сильно снижается.
Однажды к нам поступил мужчина, который порезал себя болгаркой. Травма было очень тяжелой, пришлось ампутировать ногу. Я до сих пор вспоминаю, как еще вчера здоровый мужик проснулся утром и увидел, что у него нет ноги… Он заплакал от шока, а в коридоре сидели его жена и дети. Оказалось, это многодетная семья, и отец был ее единственным кормильцем.
Еще помню парня 1994 года рождения, который работал электриком-высотником. Он сорвался и попал к нам с переломом основания черепа. Через 40 минут приехала его жена — 20-летняя девчонка, с малышкой на руках. Увидеть его живым она не успела и едва устояла на ногах, когда услышала страшную новость...
Врачебное дело — это не благодарно, не прибыльно, но оно того стоит. Я так решил для себя.
— Какие у вас планы на ближайшие годы. Планируете остаться в спорте или с головой уйти в медицину?
— Я родился в селе, где все — от детей до стариков — играли в волейбол. Оттук — волейбольная столица Кыргызстана (смеется), поэтому я не планирую отказываться от спорта. Это хорошая закалка не только для тела, но и для духа. Поверьте, у нас сильные волейболисты. Сейчас растет новое поколение спортсменов, которые могут и должны добиться лучших результатов. Но для этого в спорт надо инвестировать.