Колумнист Sputnik, перечитав материал коллеги об отдыхе на острове Хайнань, вспомнил свой худший день на этом курорте. Кто бы мог подумать, что такие впечатления оставит бесплатная обзорная экскурсия по столице острова?!
…В лобби мы спустились позже обговоренного времени. Но все равно пришлось ждать, пока к отелю не подъехал автобус и из него не вышла белокурая девушка, громко прокричавшая на весь холл: "Кто на бесплатную обзорную экскурсию? Вы? Так, а где еще двое?".
Фабрика нанокальция
Первой остановкой стала фабрика нанокальция. Впрочем, фабрика — это громко сказано. Во всяком случае, те, кто рисовал в своем воображении станки для измельчения кальция и какие-то химические реактивы, были разочарованы уже на входе. Двухэтажное здание смахивало на аптеку.
— А где же фабрика? — задал я, кажется, самый неудачный вопрос.
— Да вот же, заходите! — Даша широко открыла для нас двери.
Здесь уже находились туристы, которых водили из комнаты в комнату. Нашу группу провели на второй этаж, разместив в тесной аудитории. Будучи с маленьким ребенком, я задержался внизу, и, когда нашел "своих", им уже читали лекцию. Стараясь не мешать, мы все-таки наделали шуму, пробираясь к последнему ряду. Воодушевленная семейная пара недовольно зацокала языками. За кафедрой стояла тучная женщина в голубом халате и рассказывала о хелатированном кальции.
По рядам пустили тарелочку с измельченным белым порошком.
— Это нанокальций, и только мы его производим, — не без гордости заявила лектор. — Пожалуйста, втирайте его в запястья и в тыльную сторону ладоней.
"Наши" засуетились и с тщанием принялись втирать порошок. Когда тарелочка дошла до меня, там остались лишь жалкие крупицы. Я высыпал их на руку и растер.
— Ну как, чувствуете эффект? — женщина в голубом халате не унималась.
— Да, — почти хором ответили "наши".
Покончив с химическими реакциями, женщина предложила всем пройти на первый этаж в торговый зал, где можно купить этот порошок, и все послушно пошли к лестнице. Разумеется, возглавляла шествие окрыленная увиденным и услышанным семейная пара из нашего автобуса.
— Ох, разве нам это нужно? — спросил меня сын.
Эффектное выступление упитанной женщины на него впечатления не произвело. Я замялся.
— Нет. Думаю, подождем всех на улице, — ответил я, продолжая тереть руки.
Ждать пришлось больше часа. Постепенно "наши" стали выходить из торгового зала.
— Ты на сколько набрала? — спросила одна из женщин подругу.
— На 300 долларов. Я ведь еще и мужу купила.
— А я сразу на 750 закупилась. Когда еще на Хайнань прилечу…
Довольные покупками женщины, проходя мимо, смотрели на нас с сыном, как на жалких неудачников. Мы побрели в автобус. На наше счастье, гид Даша побежала в торговый зал, чтобы поторопить остальных.
Фабрика шелка
До следующей "фабрики" ехать пришлось не больше 10 минут. Нас провели через несколько сквозных подъездов, а затем все спустились в подвал. Я, конечно, сразу насторожился. Хотя с чего бы? Ведь нам обещали показать весь процесс изготовления шелка, коконы тутового шелкопряда и даже простыни и пижамы, которые идут исключительно на экспорт.
— Так, все идите сюда, ко мне, — пожилая китаянка на очень ломаном русском зазывала собравшихся в центр комнаты.
Схватив сына за руку, я поспешил к ней. Непременно хотел быть в первых рядах, чтобы ребенок смог увидеть это чудо — появление шелковой нити. На столе возле китаянки лежали два куска, как мне показалось, ваты, несколько нитей, обыкновенная зажигалка и… мертвая личинка шелкопряда. Все сразу стало ясно. Некоторое время женщина еще рассказывала о процессе появления шелковых нитей, но это уже было неинтересно. Нас просто привезли в очередной магазин.
Чайная церемония и акулья ферма
— Сейчас мы едем к одной из главных достопримечательностей Саньи — это"дома-деревья". Там продавать ничего не будут, — понимающе сказала мне гид, садясь в автобус. Она, кажется, уже прониклась моим настроением.
— Хорошо, допустим, не будут. А что это за "дома-деревья"? — спросил я.
— Это шикарные отели-небоскребы в форме деревьев. Там в одном из подъездов есть потрясающая арт-галерея.
Нам действительно впервые за день не пытались ничего продать. Мы прошли мимо небоскребов в арт-галерею, где получили 45 минут свободы. Правда, я так и не понял, что там делать. Загадочности этому месту придавала и подозрительная вывеска на русском языке (хотя сложно назвать его русским): "Уважаемые гости: Счастливо оставаться не гостить. Нелизя экскурсия и фотографическия. Большое спасибо". Пока я вникал в смысл написанного, поймал себя на мысли, что продолжаю втирать кальций в руку. Эффекта все еще не было.
Когда нас везли на чайную церемонию, девушка Даша сообщила, что акулья ферма, к сожалению, закрылась на ремонт. Зато (надо же, как кстати!) в чайном домике как раз есть филиал этой фермы. Туда мы и пойдем. Причем сказала она об этом как-то очень буднично, и никто не обратил внимания.
Чайная церемония проходила в одной из тесных комнат чайного дома. Большую часть помещения занимал стол с коробками чая и чайниками разных размеров. Непривычно высокая китаянка переливала кипяток из одной посудины в другую, добавляя чайные листья.
— Так заваривали чай в Китае в старину, — начала свой рассказ девушка.
Дождавшись момента, когда высокая девушка стала называть цены на чай, я вышел с сыном на улицу. Но послеполуденная жара загнала нас в неопрятное кафе во дворе. Через две минуты я обнаружил, что у меня появились союзники: трое из "нашей" группы выскочили из чайного домика и заняли соседний столик. Через несколько мгновений вышли еще четверо. Примерно через 40 минут появились остальные — с пакетами, наполненными коробками чая. В каком-то смысле им можно было только посочувствовать. Следом выбежала взволнованная Даша.
— Постойте! Здесь еще филиал акульей фермы...
Туристы нехотя вернулись обратно. Я поднялся просто, чтобы удостовериться, что и это очередная торговая точка. В холле увидел то ли чучело, то ли пластиковый макет акулы, а дальше, в аудитории, щуплый мужчина в халате уже показывал баночки с акульим жиром.
— Такого вы не купите в других местах. Это оригинал, — услышал я его голос, когда покидал здание.
Этническая деревня и змеиная ферма
Последней точкой в обзорной экскурсии была этническая деревня народности мяо, где разводят ядовитых змей. Ехать туда совсем не хотелось, но и не ехать я не мог. Накануне, когда мы записывались на эту экскурсию, с нас взяли 50 долларов в качестве залога (на тот случай, если мы за ночь передумаем). Деньги обещали вернуть только по возвращении в отель. Я не был уверен, что получу их назад, если развернусь и уйду, а терять средства не хотелось.
До этнической деревни мы ехали примерно час. Пустующие кресла в автобусе к тому времени заполнились купленными чаем, шелком, акульим жиром и нанокальцием. Эмоциональный запал семейной пары, сидевшей передо мной, заметно угас.
Нас позвали в другую комнату-аудиторию. Тот же мужчина достал из второго мешка змею покрупнее и прижал ее к столу. Все его действия красноречиво описывала хозяйка фермы. Я с интересом ждал очередного трюка, но китаец вдруг вынул из-за пояса огромный нож и мгновенно обезглавил змею.
Я зажмурился.
Когда открыл глаза, хозяйка фермы выжимала в стакан змеиную кровь. Затем она подняла наполненный стакан, назвала его содержимое панацеей от всех болезней и предложила выпить кому-нибудь из туристов. Смельчак нашелся, хотя не сразу. Я уверен, что он согласился из-за водки, которой обязательно надо было запить кровь…
Дальше все пошло по знакомой схеме. Ценники на кровь и яд женщина озвучивала, когда я уже был на пути к автобусу. Бог знает, сколько бы еще это продолжалось, если бы не мои союзники. Их стало заметно больше, и они демонстративно ушли с фермы. Оказавшись в неловком положении, гид поспешила забрать оставшихся туристов, и мы поехали по отелям.
Вместо эпилога
Через день нам предложили еще одну бесплатную экскурсию — за город. Дважды на одни и те же грабли мы наступать не стали, а купили экскурсию на "остров обезьян" (на самом деле это полуостров). Добирались до него по двухкилометровой канатной дороге, с которой открывается вид на плавучую деревню рыбаков.
На полуострове-заповеднике действуют строгие правила. Им необходимо следовать, чтобы случайно не попасть под атаку обезьян, которые свободно гуляют где вздумается.
Для себя я решил, что впредь никогда не соглашусь на бесплатные обзорные экскурсии. Все они проспонсированы фабриками, фермами и прочими "предприятиями", поэтому мы, собственно, так и не увидели города. Впустую прошел целый день отпуска, который можно было потратить на море, бассейн, пляж, местную кухню, прогулки...
Справедливости ради скажу, что залог нам вернули. Но эффекта от нанокальция я так и не ощутил.