Марат Сабыралиев пришел к нам в студию под конец дня, сразу после работы. Кандидат медицинских наук и заведующий отделением патологии позвоночника Бишкекского научно-исследовательского центра травматологии и ортопедии, доктор Сабыралиев спасает людей уже больше 20 лет. Он рассказал о нелегкой изнанке своей профессии.
— Кого вы спасли сегодня?
— Спасли — это громко сказано, но сегодня у меня было две операции. Сначала мы занимались парнем, который упал с лошади, выправили ему вывих шейного позвонка.
Затем был онкологический больной с раком головки ребра. Мы сделали разрез, и оказалось, что по виду рак не очень агрессивный. Конечно, последнее слово за гистологией, но вроде все не так страшно.
— Я недавно пересматривала фильм "1+1" о богаче, который после травмы не мог пошевелить ни руками, ни ногами. За ним ухаживал бедный парень. А в жизни подобные травмы часто случаются?
— Да, врачи между собой называют таких пациентов "шейниками" — это значит, что поврежден шейный отдел позвоночника. К сожалению, чем ближе травма к мозгу, тем хуже последствия.
Такое происходит и из-за того, что молодые люди ныряют в неположенных местах. Парень прыгает с пирса, а оказывается, что там слишком мелко. Он ударяется головой о дно, и позвоночник ломается в районе шеи. Можно остаться обездвиженным на всю жизнь, а то и вовсе умереть.
— Как потом живут такие пациенты?
— Если они богаты, как герой фильма "1+1", то это одно дело. При хорошем уходе они проживут долго. К сожалению, подобное могут позволить себе далеко не все. В основном у таких пациентов страдают почки: так как человек не может сам справить нужду, необходимо вводить специальный катетер для этих целей. Тут важна гигиена, иначе разовьется инфекция, которая дойдет до почек. Кроме того, опасность представляют пролежни и пневмония.
— Часто ли семьи отворачиваются от таких пациентов?
— Родители — никогда. Они будут ходить за сыном или дочерью, пока сами живы. А жены с мужьями иногда уходят.
— Мне кажется, ваши рассказы — это лучшая мотивация пристегивать ремень безопасности!
— Да, и еще всегда нужно соблюдать скоростной режим!
— Вот-вот в Кыргызстане выпадет снег и люди возьмут баллоны и поедут кататься по заснеженным горам…
— Пожалуйста, не делайте этого! Мой руководитель Сабырбек Артисбекович Жумабеков каждую зиму твердит, что баллоны — это самое страшное! Вы даже представить не можете, какие ужасные травмы получают любители этого развлечения.
Просто представьте себе ситуацию: к нам как-то зимой привозят женщину. Она просто поехала покататься в горы, баллон тряхнуло, и пациентка отлетела на полтора метра. Женщина приземлилась на спину. Стали ее обследовать, и оказалось, что поврежден спинной мозг. К сожалению, ходить она больше не сможет.
— Насколько я знаю, летом к вам часто привозят людей, которые неудачно покатались на парашюте на Иссык-Куле.
— Да, действительно. Происходит так, что человек должен был по идее приземлиться на воду, но лодка едет слишком медленно, и тот разбивается о землю. Иногда люди падают в кусты облепихи. Парашюты, парапланы, дельтапланы, бананы — это очень опасно.
— Вам часто приходится говорить пациентам, что они больше не смогут ходить. Как это происходит?
— Мы никогда не говорим им об этом, только родственникам.
— А вам не кажется, что это своего рода обман?
Кроме того, и в нашей жизни случаются чудеса. За мою практику была пара случаев, когда мы думали, что шансов нет. Однажды к нам привезли парня. Он работал строителем и сорвался с высоты.
После операции мы проверяли чувствительность в ногах. Оказалось, что он совершенно ничего не чувствовал! Казалось, что пациент ходить больше не сможет. Я сказал ему: "У вас очень мало шансов".
Через полгода он снова появился в дверях больницы. Но, вопреки нашим ожиданиям, без коляски, на своих двоих! Он улыбнулся: "Доктор, вы тогда сказали, что шансов мало, что я пойду. Но ведь мало — не значит, что их нет совсем". Тогда все врачи были счастливы увидеть его таким.
— Сейчас даже при самой легкой проблеме со здоровьем принято искать врачей по знакомству, иначе можно нарваться на откровенного вредителя.
— Да, непрофессионализм врачей — очень актуальная проблема. Как-то мужчина из Нарына пришел к костоправу. Тот без всяких обследований "вправил" ему позвонок. Потом оказалось, что у него там туберкулез! Хватило бы рентгена, чтобы поставить правильный диагноз!
К счастью, человек не остался парализованным, однако нарушения у него все-таки были. Хочется посоветовать всем обращаться к профессионалам, а не бегать по бабкам и колдунам!
— Как у нас, в более-менее благополучной стране, может вообще быть туберкулез костей?
Палочка Коха, вызывающая туберкулез, есть у всех. Просто обычно благодаря иммунитету она "засыпает". А потом у человека вдруг случается сильный стресс, и все болезни резко обостряются.
— Давайте представим картину: вы говорите пациенту, что у него после автомобильной аварии очень мало шансов вновь встать на ноги. Что сделают 99,9 процента таких больных? Правильно, пойдут собирать деньги на лечение где-нибудь в Германии. Скажите, а при вашей специфике в этом есть смысл?
— Я вам расскажу один случай. Был у меня как-то пациент, который попал в автомобильную аварию. Его спинной мозг был поврежден, и мужчина остался парализованным. Мы его прооперировали, но результатов не было.
Тогда пациент собрал денег и уехал на операцию в Германию. Там ему поставили новый навороченный фиксатор, но ни один врач в мире не смог бы исправить повреждение спинного мозга! Просто зафиксировали позвоночник, и все. Он так и не смог встать на ноги.
Через время этот мужчина пришел ко мне: "Доктор, у меня что-то болит". Я обследовал его. Оказалось, что немецкий фиксатор сломался. Пациент был в шоке: "Он стоил 50 тысяч евро! Разве он мог сломаться?". А ведь фиксатор можно было поставить и у нас, причем намного дешевле.
— Я читала, что у вас есть несколько медицинских изобретений в этой области. Расскажите о них.
— Я создал некоторые методы фиксации позвоночника. Чем лучше фиксация — тем быстрее заживает рана. Мой способ менее травматичный и довольно эффективный.
95 процентов наших изобретений используются на практике. Мы также делимся ими с врачами из регионов. Обмен опытом — это очень важная часть нашей профессии.
— Сейчас в мире очень много медицинских услуг, многие из которых стоят баснословных денег…
— Мы всегда стараемся давать пациенту доступную альтернативу. Да, можно сделать более технологичную операцию, и вы встанете с кровати через неделю. Однако есть и другой метод, он бесплатный, но придется полежать месяц. Мы же тоже люди и знаем, что для многих семей в Кыргызстане и тысяча сомов — большие деньги.
Обязательно почитайте интервью с легендарным травматологом Сабырбеком Жумабековым.