Ограничения, связанные с пандемией коронавирусной инфекции, временно оставили без работы многих кыргызстанцев. Некоторые виды малого и среднего бизнеса почти полностью замерли и посылают сигналы бедствия. В самом уязвимом положении оказались люди, работавшие в сфере услуг.
Власти принимают меры для оказания помощи населению и бизнесу, однако признают, что помочь предпринимателям так, как помогают в других странах, не могут. Причина — отсутствие у государства "накопленной подушки финансовой безопасности".
Корреспонденты Sputnik Кыргызстан решили выяснить, как переживают эту ситуацию кыргызстанцы, занятые в сфере услуг.
Житель Бишкека, работавший до начала массового карантина таксистом, признался, что вынужден принимать заказы и сейчас.
"У меня двое детей, и, если честно, остались мизерные запасы. Я до последнего надеялся, что чрезвычайное положение и комендантский час не продлят. Ребенку же не объяснишь, что еды нет... Моей бабушке 81 год, я понимаю риск, но что делать? Мы скорее с голоду помрем, чем от этого вируса. Может быть, меня и накажут, но надо кормить семью, мои проблемы власть не решает", — заявил мужчина.
Владелица одного из салонов красоты в центре столицы на условиях анонимности рассказала, что планирует уже сегодня принимать клиентов по записи.
"Мы очень ждали окончания карантина, а его продлили. Понимаю, что это ради безопасности, но у моих мастеров есть кредиты и семьи, которым надо на что-то жить. Звонят люди, спрашивают, работает ли салон, поэтому мы решили записывать всех на один день и принимать. Хотя сделать это сложно, мастера живут в новостройках, и клиентам будет трудно добираться", — отметила женщина.
Работавший до введения режима ЧП сантехником житель Сокулукского района Чуйской области сейчас "перебивается шабашками".
"Приходится принимать заказы, чтобы хоть чуть-чуть заработать. В день получается 200-300 сомов", — признался он.
Студентка из Ак-Талинского района Нарынской области уже год подрабатывает в столице мастером маникюра в свободное от учебы время.
Мы также побеседовали с работником СТО, администратором бани и мастером по ремонту сотовых телефонов. Все они твердили, что очень ждут снятия ограничений для бизнеса.
По словам исполнительного директора Союза предпринимателей Кыргызстана Эрлана Ерешеева, бизнесмены испытывают трудности с отплатой постоянных расходов: кредитов, налогов, аренды и зарплат.
"Большинства проблем малого и среднего бизнеса можно было избежать, если бы власти разработали меры безопасности вместе с представителями отраслей, союзов и ассоциаций, реальными предпринимателями. Парикмахерские, СТО, хозяйственные и строительные магазины могли бы работать, соблюдая определенные меры предосторожности. Многие предприниматели выражают мнение, что продление ЧП — это вынужденное банкротство, глобальная безработица и обнищание населения, а значит, рост нагрузки на бюджет", — подчеркнул Ерешеев.
В разных странах используются разные подходы к ослаблению ограничений, введенных из-за распространения COVID-19. Перед правительствами стоит главный вопрос: когда снять ограничения, чтобы не усугубить пандемию, и в то же время не дать обанкротиться предпринимателям?
Тем временем в столице Казахстана, Астане, с сегодняшнего дня возобновляют работу автосалоны, СТО, автомойки, шиномонтажный сервис, магазины автозапчастей, химчистки и пункты ремонта оргтехники, а работа точек общепита, предоставляющих услуги доставки еды, продлена до 22:00.
Режим чрезвычайного положения был введен в Бишкеке, Оше, Джалал-Абаде и трех районах Кыргызстана с 25 марта до 15 апреля. Позже из-за угрозы распространения инфекции его ввели в Нарыне и Ат-Башинском райне, а там, где он уже действовал, продлили до 30 апреля.
Наказание за нарушение режима ЧП
Ранее Жогорку Кенеш сразу в трех чтениях принял поправки в законодательство, предусматривающие ужесточение ответственности за нарушение режимов ЧП и ЧС.
Куда обращаться за помощью кыргызстанцам во время карантина, читайте в другом материале Sputnik.